Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 3050

Юлия КОМОВА
Фото Ольги МАЛКОВОЙ
05.02.2022 г.

Первые приспособления для производства ткани появились – страшно сказать! – около пяти тысяч лет до нашей эры. Благодаря начальной – пусть примитивной, но всё же механизации труда возросло качество изделий и сократилось время производства.

Как следствие одежда, постельное бельё, ковры, настилы – всё это стало более доступным. Ткачество всё более развивалось; отрадно, что традиции этого народного промысла поддерживаются и в наши дни. Сегодня мы познакомим наших читателей с настоящими энтузиастами этого дела, ставшими поистине профессионалами в ткачестве.

Надежда Конова сейчас живёт в деревне Зубово. Любовь к сельской жизни, её размеренному укладу была всегда – всё детство и юность проводила она летом у бабушки в деревне. А вообще-то до самого выхода на пенсию была горожанкой – жила в городе Дзержинске, работала в сфере шоу-бизнеса, всегда находилась на публике, была востребованным ведущим, конферансье и организатором праздничных мероприятий.
- Изначально я вообще не планировала переезжать из уютной квартирки со всеми благами цивилизации, – рассказывает Надежда. – Но настолько была увлечена работой, что в какой-то момент поняла, что «сломалась», исчерпала все силы. Тогда решила купить домик в деревне, чтобы, так сказать, отдохнуть от суеты и городской нервозности. Думала: отвлекусь от забот в деревенской пасторали год-полгода и обратно вернусь к работе. Но деревня поглотила меня полностью и открыла массу новых возможностей. Звенящая тишина, леса, поля, водоёмы гармонично вписались в мою жизнь. Именно здесь я нашла умиротворение и покой.

Надежда – человек творческий, и здесь, в деревне, нашла для себя увлекательнейшее занятие. Изделия из джута, оригинальные корзинки, резные деревянные полочки… Да-да, Надежда освоила работу на ткацком станке и мастерски пользуется лобзиком и прочими инструментами. Она давно думала заняться реставрацией мебели, и в Зубове эти мечты осуществились. Деревянные стульчики обрели вторую жизнь, старенький комод теперь выглядит стильно, на очереди – столетнее зеркало, которое она нашла в закромах купленного дома.

О доме нашей героини стоит сказать отдельное слово. Изначально Надежда присматривала «жильё для творчества» в Гороховецком направлении – от Дзержинска недалеко, всегда можно добраться, чтобы проведать детей и внуков. Но один хороший знакомый порекомендовал ей присмотреться к домику в Зубове.
- У меня было несколько критериев при выборе дома, – поясняет Надежда. – Во-первых, он должен быть обязательно большим, деревянным, с русской печью и баней. Ой, я вообще заядлая банщица! Ну и, во-вторых, чтобы без особых вложений, так как я женщина, мужской руки нет. Так вот, знакомый и говорит: «Надюша, дом – загляденье, большой, с печью, цокольным этажом, с баней, летней террасой! И с удобствами, то есть с туалетом». Уже после этих слов я заочно влюбилась в этот дом. Смотреть мы его приехали вместе с дочкой, она только укрепила во мне желание: «Бери, мама, дом крепкий, сто лет простоит!» И я не прогадала: жить здесь – одно удовольствие. Ко мне часто приезжают родные, друзья, места всем хватает!

Особая изюминка жизни в деревенском доме – это еда из русской печи. Как гостеприимная хозяйка, Надежда и нас усадила за стол... Вкуснейшие щи из глиняной посуды, горячая картошка с грибочками (собственные летние запасы), ароматные пирожки с травяным чайком... В общем, объеденье!
- Только сейчас я поняла, что от жизни надо получать удовольствие, – улыбается хозяюшка. – И здесь я его получаю в полной мере. Одни блюда из русской печи чего стоят!
- Я не ставлю задачу сделать какую-то суперсовременную избу, – продолжает рассказ Надежда, – наоборот, я стараюсь стилизовать всё под старину, потому как нужно возрождать традиции и ценности, многие из которых, к сожалению, утеряны. Хочу показать людям, как жили и чем занимались наши предки.

Вы спросите: а при чём же здесь ткачество? А при том, что Надежда долго мечтала о ткацком станке, и знакомство с единомышленниками позволило воплотить мечты в жизнь.
- Несколько лет я выставляла свои творческие работы в арт-студии «Идея» в Дзержинске. Так познакомилась с профессионалом в ткачестве Еленой, – рассказывает женщина. – Мы очень сдружились, затем Лена познакомила меня с Любой, которая о ткацких станках знает вообще буквально всё, поскольку занимается ими профессионально – восстанавливает и налаживает. Так у меня появился первый станок, а чуть позже и следующий. Этим станкам более 150 лет. Потихоньку я осваиваю ремесло наших предков. У человека всегда должна быть цель. Освоив одно, я всегда стремлюсь познать что-то новое. Так что вряд ли мне будет когда-то скучно!

«В ткачество с головой»

В минувшую субботу в гости к Надежде приехали главные единомышленники. Приоткроем завесу тайны – нынешним летом женщины планируют организовать здесь, в Зубове, фестиваль «Ткацкие забавы», но об этом чуть позже.

Елена Жигалова ещё десять лет назад и представить себе не могла, что будет всерьёз заниматься ткачеством.
- Я человек с высшим финансовым образованием, за плечами – двадцать лет ревизорно-аудиторской службы… Страшно звучит, да? – улыбается Елена. – Так вот, скажи мне тогда, что я с головой погружусь в ткачество, – ни за что бы не поверила. Но всему своё время, да и случайностей не бывает. В интернете в новостной ленте наткнулась на рекламу, где приглашали обучиться работать на ткацком станке. Так я познакомилась с Любой. И когда она имела глупость (а может, напротив – мудрость?) усадить меня за большой станок, я поняла – пропала. Закрутилось, дошло до своего дела и своей студии. И сейчас меня окружают мастера по ткачеству, гончарному ремеслу – в общем, я нашла себя!

Елена родом из Кировской области. А раньше в маленьких глухих деревушках практически в каждом доме стоял ткацкий станок. Обзвонив своих знакомых, Елена нашла три станка: один – двадцатого столетия, два – аж девятнадцатого. И лично привезла их на нижегородскую землю. Встал вопрос о реставрации – на помощь опять же пришла Любовь.
- Минувший год стал самым плодотворным, все обстоятельства слились воедино, – говорит Елена. – Собралась прекрасная команда, а люди творческие не могут сидеть на одном месте. Так и пришла идея о проведении фестиваля ткацкого ремесла.

А вот Любовь Корнилова ещё с раннего детства помнит, как ткала её бабушка в деревеньке Уренского района. Спустя годы, когда Люба жила уже в Нижнем Новгороде, на одной из ярмарок случайно увидела тканый половичок с биркой «Made in Italy». Что за ерунда, – подумала Люба, – это ведь наше исконно-русское ремесло, при чём тут Италия?
- В 2013 году окончательно поняла, что хочу свой ткацкий станок, – говорит Любовь. – Поехала в деревеньку, где когда-то жила моя бабушка. С горем пополам нашла станок – полуразобранный, привезла, и знаете, сама, каким-то чутьём его восстановила. Вообще работа с конструкцией, механикой, геометрией мне даётся легко, поэтому я быстро набила руку. Практически сразу всё стало получаться, будто я этим всю жизнь занималась. Так моей основной деятельностью стало всё, что окружает ткацкое ремесло.

С 2014 года Любовь с мастерами из Нижегородской палаты ремёсел проводят мастер-классы, учат детей ткацкому делу. Удивительно, но желающих попробовать себя в этом направлении очень много.
- Мы получили грант и только за прошлую осень приняли две с половиной тысячи детишек, среди которых были ребята с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает Люба. – Некоторые детки садятся за станок, и у них сразу всё получается – никак родовая память просыпается. Я сразу вижу, в каком направлении пойдёт человек: геометрические узоры – чёткость, ясность – или же импровизационное направление – цвета, фактура. Существует много вариаций – от традиционного половика до фантазийного.

К творческой команде присоединилась и фотокорреспондент из города Дзержинска Ольга Малкова, именно её снимки украшают эту газетную полосу. Согласитесь, аутентично – в них тоже прослеживается любовь к ремеслу и уважение к русским традициям.

Инструмент души

Ткацкий станок – это почти рояль. Его нужно правильно поставить, настроить, тогда он будет работать хорошо. Мастерицы признались, что на заправку нитями станка уходит от двух дней до недели. И в день при очень хорошей сноровке можно соткать три метра половичка. Например, личный рекорд Елены составляет пока два метра – и это за девять часов работы.
- Это сложный процесс – каждую ниточку нужно протянуть вручную, – говорит Елена. – Вот этот маленький станок имеет две педали, они нужны при смене переплетения нити. А вот другой, большой станок – к нему прилагалось аж двенадцать педалей. Наши предки были людьми думающими, всё просчитывали – как сделать, чтобы избежать перекоса, чтобы полотно было ровным, как соблюсти все пропорции. Просто диву даёшься: станок начала 19 века, люди математику-то не знали, освещения в домах, кроме лампад, не было, а такой станок могли наладить – и это в глухой-то деревушке в одну улицу! А кто-нибудь знает, что на одном заправленном станке можно соткать до ста метров полотна? Не чудо ли это?
- Без ложной скромности скажу: мы прикасаемся к святому, мы – фанаты ткачества в хорошем смысле этого слова, – говорит Любовь. – И люди тянутся к нам, видя наше искреннее отношение к ремеслу.

Итак, впереди – летний фестиваль «Ткацкие забавы». Он намечен на 21-24 июля. Здесь, в Зубове, можно будет научиться ткать и попробовать свои силы в других древних ремёслах. Подготовка к фестивалю идёт полным ходом.
- Это некая перезагрузка, – говорят мастерицы. – Мы хотим, чтобы наши гости, как и мы, ушли от городской суеты и погрузились в истоки русской деревни и её традиций. А если на нашей земле хотя бы на одного ткача станет больше, значит мы не зря стараемся!


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle