Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 1183

Ирина КОЛОБОВА
Фото из семейного альбома Ващуков
14.03.2020 г.

Завтра, 15 марта, отмечают свой профессиональный праздник работники бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, навыками этих специальностей в той или иной степени обладает каждый человек, но только для профессионалов обычные, повседневные, бытовые проблемы стали работой.

Стирка, уборка, ремонт и пошив одежды, салоны красоты, обеспечение жилищно-коммунальных услуг, фотография…
Фотографы, пожалуй, несколько выбиваются из этих стройных профессиональных рядов, и тем не менее, они – яркие представители службы бытового обслуживания населения. Не случайно в каждом Доме быта советских времён в первую очередь бросалась в глаза дверь, ведущая в волшебный мир фотографии. И сегодня мы познакомим наших читателей с семёновским фотографом, который был и остаётся настоящим и законным представителем этой так необходимой народу службы.

Фотография 9 на 12

Николай Ващук – имя известное в нашем округе. Смею предположить, что в городе с трудом можно отыскать человека, который не хранил бы в своём альбоме снимок, сделанный этим фотографом. Если не портрет, то общее фото с какой-нибудь вечеринки, или красивый пейзаж. А если не в альбоме, то на стене в интерьере или уж точно в паспорте или другом важном документе. За более чем тридцатилетний стаж работы в сфере бытового обслуживания Николай Петрович Ващук скопил огромный багаж своих шедевров.

- С чего же начинается фотограф?
- Я думаю, что вряд ли человек, выбравший для себя эту профессию, приходит в неё случайно. А если и приходит, то долго не задерживается. Всё-таки фотограф – хоть и ремесло, но с неким налётом творчества. Лично я увлёкся фотографией в самом юном возрасте, наверное, классе в пятом. Мы тогда все повально записывались в разные кружки, я выбрал фотокружок при Доме пионеров. После нескольких занятий попросил у родителей фотоаппарат, и они подарили мне «Смену». Тогда и началась моя новая, интересная жизнь. Мальчишки – на футбол, и я с ними… в качестве фотографа. Каждое движение хотелось запечатлеть, каждый момент. Зимой на лыжню – с фотоаппаратом. Летом в поход – то же самое. Снимал всё, что видел. А потом закрывался в тёмной ванной, и начинались чудеса. Когда в моей жизни появился «ФЭД», я с ним уже очень долго не расставался.

Из беседы с Николаем я поняла, что некоторые профессиональные навыки и фотографическая память обнаружилась у него гораздо раньше. Он рассказал, что в Семёнов их семья приехала из Казахстана, где и родился наш герой. Было это в 1970-м. И пятилетний мальчишка запомнил во всех подробностях свой приезд в незнакомый город.
- Это очень яркое воспоминание. Я помню даже погоду, был сентябрь – холодный и солнечный, какой-то золотой.  

- А как и почему вы оказались в Семёнове?
- Мои родители познакомились на целине. Отец с Украины, а мама – из Кировской области, и вот на этой легендарной земле они встретились. Женились. Я родился. Потом у меня, вроде бы, начались какие-то проблемы со здоровьем, и родители решили переехать в более подходящий климат. У мамы в Семёнове были родственники, так и получилось…

- Неужели так с раннего детства и мечтали стать фотографом?
- Нет, конечно, в самом раннем детстве мечтал и космонавтом стать – это уж святое дело для каждого советского школьника, и машинистом. Но стоило взять в руки фотоаппарат, сделать первый снимок – участь моя была решена. После школы по настоянию родителей я подал документы в Политехнический институт, но, видимо, не очень сильно меня тянуло высшее образование – не поступил. Поработал на арматурном заводе и ушёл в армию. Там тоже с «ФЭДом» не расставался, друзьям фотоальбомы помогал оформлять. Потом всё-таки поступил в политех и даже отучился три курса. Но, помню, как только представлю, что всю жизнь буду инженером… бросил, одним словом. Мама, конечно, расстроилась, но смирилась. Поступил в училище на фотографа. Два с половиной года изучал любимое дело.

И жизнь, и работа – на двоих

- Как началась профессиональная деятельность?
- Устроился на работу в КБО, параллельно вёл кружок в ПТШ. Работы было очень много, особенно в субботу-воскресенье. У кассира – выходные, так приходилось и снимать, и квитанции выписывать. Трудно было, но здорово.

- Наверное, семья уже появилась? Расскажете, как с женой познакомились?
- А где ещё было знакомиться в Семёнове? Конечно, на дискотеке в Доме культуры. Через три месяца поженились. Вместе в КБО работали. Маргарита – профессиональная портниха, ей тоже в те времена работы хватало.
А потом – всё рухнуло, или, как это называется, начало перестраиваться. Хуже перестройки в моей жизни ничего не было. Буквально на глазах разваливалась огромная страна со всеми устоями, традициями, с человеческими характерами и даже жизнями. Страшно было и даже как-то стыдно, что всё это происходит с нами. Однако приходилось приспосабливаться – семья, маленький ребёнок. Дело в руках, конечно, осталось, но вот снимать стало некого, не до фотографий было народу. Был молодёжный центр «Пионер», случайные заработки, как говорится, что найдёшь – то твоё. Брал сумку, садился в автобус, ехал по деревням. Но из тридцати действующих когда-то садиков, где все мечтали сфотографироваться, остались единицы.

- Но как-то пережили? Теперь вот даже своя собственная студия…
- Пережили. В 2000-м спасла паспортизация. Все меняли паспорта, а, следовательно, работы фотографам значительно прибавилось. Когда немного пришли в себя, стали подумывать о собственном деле. Но мечта осуществилась только через три года. В ноябре 2003-го мы открыли своё ИП, с тех пор работаем вместе с женой. Она мне во всём всегда помогает. Я её обучил азам фотографии – как меня в училище учили, так и я её. Года три работали на дело, пока оно не стало давать какие-то результаты.  

20 лет на 10 квадратах…

- Вот уже без малого двадцать лет работает в городе фотостудия с красивым названием «Жемчужина». Не думаете расширяться? Не тесновато здесь для накопленного творческого опыта и багажа? И, кстати, почему выбрали такое название?
- Я не считаю, что расширяться – значит, добавлять квадратных метров, устанавливать дополнительную мебель и прочее. В моём понимании расширяться – это предлагать всё больший спектр услуг и качество их выполнения, что мы и делаем. Да, мы не предлагаем нашим гостям чай и кофе, у нас нет роскошных диванов, но за время нашей работы мы не получили ни одной жалобы или просто недовольства. У нас на десяти квадратах есть всё самое необходимое для работы, а ещё обещают ремонт здания. А название предложила жена, и мне оно очень понравилось, ведь в переводе с греческого Маргарита – и есть жемчужина. К тому же, мне кажется, что оно ярко отражает то, о чём я говорил: жемчужина – маленькая, но ценная вещь.

- Вы называете свою работу ремеслом. Это не обидно для человека творческой профессии?
- Мне не обидно, я – ремесленник, хорошо выполняющий своё дело. На самом деле мне не стыдно за свою работу. Но и употреблять такие понятия, как «талант», «художник», не люблю. И персональных выставок никогда не устраивал. Не нужно мне это. Для меня главное – отзывы клиентов. У меня был один знакомый, старший товарищ, он всегда говорил: «Николай, старайся делать своё дело хорошо, а плохо само может получиться». Вот этого девиза и придерживаюсь. И бизнесменом я себя не считаю. Вообще, я человек «восьмидесятой широты», горжусь этим и не люблю разных новомодных определений. Я работаю, а не бизнесом занимаюсь – так было в советское время, так происходит и сейчас.

- Но пришлось же вписываться в современную жизнь, к примеру, переход на «цифру» отразился как-то на работе, на настроении? Многие фотографы эпохи развитого социализма упорно твердят, что чёрно-белые фото, отпечатанные с плёночных негативов, гораздо «правильнее» современных цифровых.
- С этим я полностью согласен. Конечно, современные достижения во многом облегчают работу, но лишают чего-то душевного. Но это ещё и ностальгия. Я, например, с большой теплотой вспоминаю старый салон «Фотография» на улице Луначарского, куда приходил как в какой-то волшебный, загадочный мир. Кстати, не только фотографы из прошлого любят чёрно-белые снимки, молодёжь частенько просит «состарить» свои фото и подтверждают, что от этого они делаются только лучше. Ретро всегда было в моде.

- Да, когда-то люди мечтали обновить старые снимки, сделать их цветными, красивыми, теперь – наоборот. Это значит, что вы никогда не останетесь без работы?
- Надеюсь. Я постоянно учусь. Мне повезло, что когда всё буквально, включая фотографию, переходило на «цифру», я работал фотокорреспондентом в «Семёновском вестнике». Главный редактор отправила меня на учёбу в областные издания. Это была очень хорошая школа.
Потом освоил печать на керамике. Сейчас мы в своей маленькой лаборатории делаем качественные снимки для, так сказать, вечной памяти.

- Вы хотя и не считаете себя бизнесменом, но своё дело, наверное, забирает всё время. О графике работы, как в благословенные советские времена, наверное, пришлось забыть?
- Да, отпусков и выходных дней у нас не бывает. Но это абсолютно не напрягает, в этом и прелесть любимой работы, которая и есть жизнь. Иногда недельку можем себе позволить куда-то съездить. Летом на Ветлуге часто отдыхаем. А ещё мы с женой очень полюбили театр. Как-то раз съездили в Нижегородский драматический, и всё – влюбились навсегда. Теперь премьеры стараемся не пропускать. Это же совершенно волшебный мир, начиная с вешалки, как ни банально звучит. Ни один концерт самого популярного певца не сравнится. В театре нет звёзд, в нём люди и жизнь, которая делает тебя лучше  и позволяет принимать все сложности и недостатки быта. Музыку я слушаю дома, но тоже свою любимую. Я её не делю на хорошую и плохую, просто – нравится.

Фотосалон Николая Ващука и его Маргариты – и правда как жемчужина. Маленький островок, на котором взрослые люди вспоминают свою молодость, где и трава была зеленее, и фотографы добрее, и снимки душевнее. А молодёжь узнаёт, что и в жизни их родителей было много хорошего. И напрасно ремесленник Николай стесняется таких понятий, как художник, талант. Они подходят ему по всем параметрам…


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle