22.12.2021 г.

«Детская музыкальная школа имени И. Т. Шестерикова прошла большой и трудный путь развития.

По существу, из отдельных кружков баянистов, скрипачей, пианистов школа пришла к сегодняшнему дню крупным сформировавшимся учебным учреждением. В момент организации она не имела своего помещения, не было также и музыкальных инструментов, поэтому преподаватели проводили занятия на собственных инструментах у себя на квартирах», – так написано в исторической справке на сайте любимой многими и многими семёновцами музыкальной школы. И всё это – было. Сегодня же наша школа по праву считается одной из лучших в области – и по уровню материальной базы, и по качеству обучения, и, как следствие – по степени подготовки учащихся.
Уходящий год стал юбилейным для музыкальной школы имени И. Т. Шестерикова – ей исполнилось 75 лет.

История школы – это в первую очередь, конечно же, люди – преподаватели, выпускники. Поэтому при подготовке юбилейной статьи мы решили уйти от традиционного длинного биографического экскурса и просто дали слово педагогам-ветеранам – тем, кто посвятил музыкальному образованию детей всю свою жизнь. Как они сами пришли в музыку, чем стала для них наша музыкальная школа, каким обязан быть педагог, как должны строиться отношения преподавателя и ученика, каков залог успеха будущего музыканта? Попытаемся выведать у опытных преподавателей их профессиональные секреты.

Александра Васильевна МЕТЕЛЁВА:
«Мечтала стать историком»
- Я была поздним ребёнком в семье, самым младшим, пятым по счёту. Поэтому была под большой опекой – все со мной водились... Помню, однажды случилось, что меня не с кем было оставить, так брат даже на свидание с собой взял. В общем, меня воспитывали всей нашей большой семьёй и, конечно, любили. А впоследствии искренне гордились, что я стала музыкантом.

К искусству и образованию в целом отношение в нашей семье было уважительным и даже благоговейным. Мама собрала хорошую библиотеку. Она с детства читала мне, как водится, на сон грядущий, а затем к чтению пристрастилась и я.
Мы слушали по радио и смотрели по телевизору (когда он появился) спектакли лучших театров страны – МХАТа, имени Вахтангова, концерты с участием замечательных певцов и артистов. Очевидно, это и разбудило мой интерес к искусству и желание заниматься музыкой. Но в музыкальную школу я поступила, по нынешним меркам, поздно – в 11 лет. Естественно, родители поддержали меня, когда я стала ученицей музыкальной школы фортепианного отделения.
Полгода бегала я в музыкальную школу заниматься на фортепиано – дома инструмента не было. А к Новому году папа купил мне новенький инструмент «Волга» (вот уже 55 лет моему верному другу!) Ему ради этой покупки пришлось вступить в кооператив, поскольку просто так в магазине в те времена всеобщего дефицита купить фортепиано было невозможно.
До сих пор помню, как привезли инструмент домой, как потом распаковывали, устанавливали. Конечно, радости моей не было предела.

На выбор профессии повлияла мой педагог Наталья Анатольевна Шошина (тогда ещё Петухова), за что я ей безмерно благодарна! Изначально я мечтала стать историком, но после школы не поступила в университет и год работала, а параллельно доучивалась в музыкальной школе. Наталья Анатольевна предложила подать документы в музыкальное училище, о чём я до тех пор даже не задумывалась, не считая себя особо одарённой. К своему удивлению, я легко поступила на дирижёрско-хоровое отделение Арзамасского музыкального училища. И с тех пор моя жизнь связана с музыкальной педагогикой. При распределении по окончании училища я просила направление в Семёнов, и меня взяли в нашу Детскую музыкальную школу.
Я всегда любила заниматься с детьми. В детстве мы собирались у нас в доме, а летом – на улице с младшими детишками, играли, рядились в мамины вещи, ставили концерты. Очевидно, подспудное желание работать с детьми, да на таком благородном поприще, как музыка, и привело меня в эту профессию.

У детей разные музыкальные способности. На их фоне и формируются навыки – слух, ритм, интонация и так далее, и все их нужно развивать в комплексе. Но самое главное при этом – трудолюбие, желание работать. Это пригодится не только в музыке, но и в других сферах жизни.

Важными качествами для педагога, я считаю, являются профессионализм, дисциплинированность и терпение, хотя я не могу быть уверена, что сама обладаю ими в полной мере, хотя и стремлюсь к этому.
Сохранить выдержку иногда удаётся с трудом, что, мне кажется, знакомо каждому педагогу. Всегда одёргиваю себя в какие-то сложные минуты: это ребёнок, его учить надо, а никак не ругать.

Чем измерить важность профессии музыкального педагога? Россия всегда славилась своей духовностью. А как воспитать человеческую душу без искусства, без музыки? На музыку реагирует каждый человек независимо от статуса, образования и так далее.

Родителям нужно поддерживать своих детей в стремлении заниматься музыкой, поощрять их за это, стимулировать в них интерес к музыке на любом этапе обучения.

Моя профессия – это моя жизнь, и я не разу не пожалела о своём выборе, хотя и были моменты разочарования, ошибки, неудачи. Но в них я виню только себя – значит, не сумела научить, донести что-то важное до ученика, задеть его разум и сердце.

Приятно, когда бывшие ученики радуются при встрече, помнят, обещают привести в школу своих детей. Радостно осознавать, что некоторые из них выбрали музыкальное искусство своей профессией и успешно реализуют себя в этой сфере. Только в нашей музыкальной школе работают восемь преподавателей, которые так или иначе прошли «через мои руки» (хор, теоретические предметы): С. В. Жирнова, Н. Д. Тютина, Е. А. Агафонова, М. Л. Филиппова, А. В. Царёв, В. Н. Грошева, В. В. Груздева, О. Н. Безрукова.

Татьяна Фёдоровна КОРОЛЁВА:
«В школу привёл папа»
- В детстве я очень любила петь и слушать музыку. Обожала, когда папа играл на баяне – особенно старинные вальсы. Заметив этот интерес, папа привёл меня в музыкальную школу. И я стала учиться играть на баяне в классе Людмилы Александровны Безяевой.
И музыка меня захватила! На урок я шла как на праздник, а с урока летела на крыльях. Хотелось дома снова играть и играть.
С удовольствием и большим интересом я также посещала занятия оркестра баянистов, хора общего фортепиано, уроки сольфеджио – в классе Зинаиды Герольдовны Кручининой. Оркестром руководил директор школы Юрий Фёдорович Ежов. Мы часто выступали с концертами в музыкальной школе, в Доме культуры, в детских садах и школах, выезжали в Горький.

Людмила Александровна предложила мне продолжить учёбу в музыкальном училище, а директор пообещал, что я буду работать в нашей музыкальной школе. И вот я – студентка Горьковского музыкального училища. Быстро пролетели годы учёбы, и я вернулась в родную школу с дипломом преподавателя по классу баяна. Дали мне класс учеников, и началась моя любимая работа.

Всю свою жизнь я проработала в семёновской детской музыкальной школе, до выхода на пенсию. У нас был очень дружный, творческий коллектив. Мы часто выступали с учениками, также в школе были педагогический хор, академический, оркестр баянистов, впоследствии – ансамбль народных инструментов. Хором руководила Наталья Ивановна Карелина. Четырёхголосный хор, замечательный классический репертуар, репетиции, выступления…
Что могу сказать о своих учениках, выпускниках? Только хорошее. Мой выпускник Николай Елагин стал профессиональным музыкантом. И ещё было много хороших, способных ребят, которым мы рекомендовали продолжить обучение в музыкальном училище. Это Таня Калинина, Паша Слузов, Катя Гадалова, Галя Угланова, Максим Цыкарев, Наташа Карамышева, Сергей Чумаков, Леонид Мухин, Виктория Козлова… Но они выбрали другие специальности, и всё равно я уверена, что учёба в музыкальной школе дала им много хорошего, полезного, положительного. Некоторые бывшие выпускники уже своих детей привели учиться музыке. Хочется вообще всех детей ввести в мир музыки. Кроме эстетического развития, повышения уровня эрудиции музыка учит человека думать, развивает его мозг, человек становится более организованным, ответственным и, как правило, успешным в жизни.
Педагог-музыкант, работающий с ребёнком, сам должен быть хорошим исполнителем, обладать высокой техникой игры на инструменте, а ещё он должен быть психологом, уметь находить подход к каждому. Чтобы поддерживать интерес ученика, наряду с пьесами программы необходимо разнообразить его репертуар любимыми мелодиями.

В заключение – о музыкальном образовании в нашей стране. Оно – трёхступенчатое: музыкальная школа – музыкальное училище – консерватория (или музыкальный факультет педагогического вуза). По-моему, это хорошая структура, и менять ничего не надо.
Родителям первокласснимков я бы посоветовала с самого начала жить в мире музыки вместе с ребёнком, интересоваться его учёбой, поощрять его. Вместе ходить на концерты. Если этого не будет, то постепенно и у ребёнка исчезнет интерес к музыкальным занятиям.

Желаю коллективу музыкальной школы творческих побед, талантливых учеников, развития и процветания искусства музыки.

Татьяна Викторовна ВЕРШКОВА:
«Стаж – 54 года плюс ещё один»

Мой педагогический стаж в детской музыкальной школе Семёнова – 54 года плюс год с небольшим – в Линдовской школе искусств.

Почему я выбрала эту профессию? С детских лет меня окружала музыка. Дядя отлично играл на аккордеоне, мама пела, у неё был сильный и красивый голос. В то время я уже знала все народные, революционные песни и песни Великой Отечественной войны. С таким музыкальным багажом я вполне осознанно поступила в музыкальную школу на фортепианное отделение. Но так как фортепиано дома не было, приходилось ходить в школу, занимать очередь к инструменту, ждать. Собственно, так учились почти все дети в нашем классе.

Местных преподавателей было мало, приезжали педагоги из Горького. Директор Юрий Фёдорович Ежов поставил цель вырастить свои кадры, ученики тоже были в этом заинтересованы, они были активны и трудолюбивы, и после окончания нашей школы многие поступили в музыкальное училище – на отделения фортепиано, скрипки, баяна. А потом почти все вернулись в родную музыкальную школу в качестве преподавателей.

Когда я училась в 11-м классе общеобразовательной школы и в 7-м классе музыкальной, мне доверили первый класс юных музыкантов. Так началась моя трудовая деятельность. На следующий год я поступила в музыкальное училище на заочное отделение, где проучилась пять лет.

Для меня работа музыкальным педагогом всегда была любима и увлекательна. Кроме уроков, были частые поездки в оперный театр, регулярное участие в конкурсах, концертах развивало детей в творческом плане. Мы ставили детские оперы, мастерили костюмы, ходили выступать в детские сады и школы. Юные зрители с восторгом принимали наши музыкальные постановки «Муха-цокотуха», «Теремок», «Петушок», шикарные костюмы к которым шили родители наших воспитанников. Мы даже замахнулись на оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама», в постановке принимали участие педагоги Н. С. Ладилова, А. В. Метелёва, И. З. Козырева.

Учащиеся моего класса исполняли номера в четыре руки. Любимая игра в четыре руки была у нас с Натальей Сергеевной Ладиловой; в программу входили отрывки из опер, балетов, популярная классическая музыка.

В настоящее время в нашей музыкальной школе работают преподавателями мои выпускники Е. Г. Демидова, Е. А. Агафонова, в православной гимназии – Н. А. Макарова, Е. В. Вашурина. Д. В. Карнаухов преподаёт класс фортепиано в Нижегородском хоровом училище, Наталья Малышева работает в деткомбинате №5, Ольга Козлова также посвятила себя музыке, работает в Дзержинске, М. Колесов окончил военное музыкальное училище. Катя Трусова в настоящее время учится в Нижегородском музыкальном училище.
Всех моих учеников вспоминаю с любовью и теплом. Хочу поздравить с юбилеем родную музыкальную школу, выпускников разных лет, преподавателей и всех, кто сейчас учится музыке в нашей замечательной школе. Всему коллективу ДМШ искренне желаю вдохновения, счастья, крепкого здоровья и творческих успехов!

Наталья Сергеевна ЛАДИЛОВА:
«Всё произошло экспромтом»

Я родилась в родном любимом городе Семёнове. Была единственном ребёнком в семье, окружённым любовью, вниманием, заботой родителей.
Вопрос о музыкальном образовании никогда не обсуждался. Всё произошло экспромтом. Шли мы как-то майским днём 1957 года с мамой по улице Красноармейской, где тогда находилась детская музыкальная школа, и мама предложила мне зайти. Нас встретил педагог класса скрипки Владимир Николаевич Виноградов. Он меня прослушал, и я была зачислена в первый класс фортепиано.

В школе мне очень нравилось. Царила добрая атмосфера; педагоги красивые, молодые, увлечённые, нам было с ними интересно. С удовольствием занималась на фортепиано в классе Н. Н. Жидковой, Г. Ю. Мироновой, М. Д. Ратнер. Яркие воспоминания остались от общения с педагогами сольфеджио Успенскими Надеждой Александровной и Николаем Александровичем.
Мы любили приходить на хор в воскресенье к 9 часам утра в ДК на третий этаж. Николай Александрович opганизовал вокальный ансамбль из старшеклассников, с которым мы выступали на телевидении. Никогда не забуду исполнения «Патетической сонаты» JI. B. Бетховена.

На четвёртом году обучения меня перевели в класс Е. Е. Захаровой, у которой я окончила музыкальную школу, а затем поступила в Нижегородское музыкальное училище, в класс фортепиано Галины Александровны Фадеевой – заочно. Одновременно меня приняли на работу в музыкальную школу педагогом класса фортепиано, где я проработала с 1964 года до 2017-го.
Вопрос о выборе профессии никогда не возникал. Я с удовольствием учила детей и сама училась.

Педагог в музыкальной школе должен обладать большим спектром знаний и умений, быть профессиональным исполнителем на инструменте, всегда быть в форме, то есть совершенствовать своё мастерство. Он обязан быть коммуникабельным в общении со своими учениками. Каждого ребёнка, независимо от его способностей, воспитанности необходимо уважать и любить как личность, влиять правильно на его поведение, развивать трудолюбие, терпение, упорство в достижении цели. Это происходит, только если ребёнок верит вам и видит в вас надёжного друга и помощника.
Особенно в наше время – время цифровых технологий – большое место должно уделяться воспитанию и образованию детей. Современный человек через музыкальное образование получает полноценное эстетическое воспитание, чувствует, понимает окружающий мир, природу, музыку, искусство, реагирует на жизненные процессы. Глубокая классическая музыка ведёт к возвышенному, красоте, побуждает к совершенству, даёт уверенность в своих силах.

Чувство удивления стимулирует образовательный процесс. С первых занятий в классе ребёнок получает такие понятия и знания, встречается с такими трудностями, каких не было в его жизни. Задача педагога – найти изюминку в общении, раскрыть красоту музыкального произведения, удивить и влюбить.
Мне приходится применять разные методы воздействия индивидуально для каждого ученика. Важная роль принадлежит родителям. Совместный труд ученика, педагога, родителей – составляющие успеха. А успех вдохновляет и педагога, и родителей, и особенно ученика.

Многие ребята очень благополучно, с отличием оканчивают школу, и музыка становится для них добрым спутником в жизни. Радостно встречать выпускников, которые приводят своих детей в музыкальную школу. Большая часть наших выпускников получают в дальнейшем хорошее образование и становятся успешными людьми. Среди них Ира Филиппычева, Наташа Егорова, Ира Смирнова, Вера Арсеньева, Алёша Кузьмичёв, Петя Стрельников, Наташа и Лена Логиновы, Аня Карпова, Света Железова и многие-многие другие – всех просто невозможно перечислить.

Особенные чувства испытываешь, когда твой выпускник хочет стать музыкантом-профессионалом и поступает в музыкальное училище. Это самое высокое вознаграждение. Вырастают крылья, хочется творить и творить, становишься сильнее и увереннее. Мои выпускники – педагоги ДМШ, концертмейстеры, моя гордость: С. В. Жирнова, Л. И. Виноградова, Л. Ю. Люсина, В. Н. Грошева, В. В. Груздева, О. Г. Мединская, Н. Заготовкина, Т. В. Брусникина. Со многими своими выпускниками поддерживаю отношения – всегда приятно встретиться, поговорить или созвониться.

Я очень благодарна своим родителям, педагогам, преподавателям за образование и поддержку. Я счастлива, что прошла такой длинный, тернистый, но очень интересный, богатый печалью и радостью, сомнениями и надеждами, неудачами и победами путь.

Искренне поздравляю свою любимую музыкальную школу имени И. Т. Шестерикова с 75-летием! Желаю процветания, дальнейшего развития, талантливых учеников. Всем педагогам и учащимся – здоровья, творческого и профессионального роста, неиссякаемого вдохновения!


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel