Печать
Категория: Читатель – газета
Просмотров: 2615

Ирина КОЛОБОВА
25.04.2015 г.

«Здравствуйте, дорогая редакция!» – так начинается большинство писем, приходящих в наш адрес. И это радует, потому что, какие бы серьезные и каверзные вопросы ни задавались в этих письмах, каким бы сложным и подчас противоречивым ни было отношение читателей к газете, к нам все же обращаются уважительно и ждут помощи.

Именно так начала свое рукописное обращение в редакцию и жительница нашего города М. Н. Кузмичева. В своем большом и подробном письме она подняла очень актуальную, но при этом, как оказалось, весьма неоднозначную проблему бесплатного жилья для нуждающихся граждан.

 Ужасы новых домов

На первый взгляд, у этой темы должен быть только один смысл: строят жилье – хорошо, не строят – плохо. Но, как выясняется, все не так просто, и минусов у программы расселения жильцов из ветхого фонда и предоставления комфортабельных квартир сиротам и инвалидам, по мнению некоторых граждан, едва ли не больше, чем плюсов.

«В газете часто пишут, что в нашем городе строятся дома для детей-сирот и инвалидов, для переселенцев из ветхого фонда, – пишет уважаемая М. Н. Кузмичева. – Да, с виду это действительно красивые, почти элитные дома, как вы однажды написали, но до элитных им очень далеко. Мне пришлось побывать в гостях в новых домах на улице 50 лет Октября (они  построены на месте бывших деревянных общежитий. – авт.) Комнаты очень маленькие, и если жить в них двум старикам, то места хватит, а вот если в доме дети, то они как собачки в клетке. Огромные окна во всю стену – если их открывать для проветривания помещений, то детей нужно прятать в туалете, чтобы не сдуло вместе с кроваткой. А не проветривать нельзя, потому что вентиляция в квартирах сделана задом наперед, потому почти у всех заклеена скотчем. А если кто-то не закроет газ, и дети угореют? Летом – душно, зимой холодно. Живут люди в доме всего два года, а котлы уже выходят из строя. Многие жильцы – сироты, инвалиды и другие люди – просто никогда не видели, как пользоваться котлами, а им даже не объяснили, как это делать. Жаловаться жильцы не хотят и боятся – ведь им дали жилье со всеми удобствами, а не комнатенку в общаге, как раньше. В доме нет подвала – вернее, он есть, но там стоит вода. Почему бы не оборудовать подвальное помещение для колясок, санок, велосипедов? На балкон эти вещи тоже не поставишь, потому что сделаны эти балконы для смеха. Пол – из решеток, все сыплется, с мокрого белья вода течет на головы. Детей вообще страшно на балкон выпускать – они ноги, руки суют в дырки решетки...»

В этом обличительном письме содержится еще очень много нареканий в адрес застройщиков и даже работников администрации, чьи дети и внуки, дескать, вряд ли бы согласились жить в таких клетках. М. Н. Кузмичева также провела параллель между первым заселенным домом и вторым, и чаша весов с положительными отметками явно склонилась в сторону второго. И, по словам автора письма, этому есть свое объяснение: «Ходят слухи, что во втором доме приобрели квартиры работники МКД и администрации. Может быть, поэтому там условия лучше». «Может быть, вы и не опубликуете мое письмо, – в заключение предположила автор, – но хотелось бы, чтоб сиротам и инвалидам действительно помогали, а не отворачивались». 

 Обратная тяга

Первое, что мы сделали после прочтения этого послания, – отправились в гости к жильцам многострадального дома, чтобы своими глазами увидеть все его ужасы.

Хочу заметить, что в одной из квартир дома №55 я уже бывала по своим журналистским обязанностям, правда, речь тогда шла не о технических качествах дома, а о состоянии души и в целом о жизни одной мамы-одиночки, получившей квартиру по программе обеспечения жильем детей-сирот. Вероятно, именно тогда в газете прозвучали хорошие отзывы и о программе расселения, и о новых квартирах, и о радости новоселов. Но эти отзывы мы лишь озвучили, а высказывала их сама хозяйка квартиры, причем больше года назад.

Нынешний визит к жильцам новых домов добавил капельку дегтя в медоточивые речи бывших новоселов, и некоторые проблемы, упомянутые М. Н. Кузмичевой в письме, к сожалению, подтвердились.

Дом, о котором идет речь, действительно с виду как картинка. Компактный, нарядный, с чисто вымытыми к празднику окнами, он не только не портит архитектурный стиль нашего города, но даже является украшением, особенно если вспомнить мрачные развалюхи, много лет стоявшие на этом месте. Во дворе дома довольно чисто, и создается иллюзия приятной удаленности от городского шума и автодороги. Первыми собеседницами оказались две молодые женщины, одна из которых живет здесь с маленькой дочкой. 

- Я живу в однокомнатной квартире совсем недавно – восемь месяцев, – с удовольствием поддержала разговор Елена Шагалова. – Пока мне все нравится: и места нам с дочкой хватает, и ремонт в квартире хороший, все необходимое есть. Но лучше бы вы к моей соседке обратились, она с первого дня здесь живет, все проблемы знает.

И Елена позвонила в дверь соседней квартиры. Открыла нам приятная женщина средних лет и после небольшой заминки пригласила войти.

- Я, скорее всего, не попадаю под категорию тех, о ком говорится в письме, – сказала Валентина Алексеевна Сафронова. – Я жилье не по программе расселения получила, а купила по собственному желанию, на свои деньги. До этого я жила в Нижнем Новгороде, но недавно умер муж, а в деревне Кириллово заболела мама. Поэтому я и приняла решение перебраться поближе к своим корням. Квартира мне понравилась сразу: просто заезжай – и живи. И планировка хорошая, и обои красивые, и линолеум, и потолки натяжные. Честно признаюсь, первый год никаких проблем не замечала. Но нынешняя зима показала себя во всей красе. Бывало, у нас даже вода перемерзала, а красивые натяжные потолки ходуном от ветра ходили. Газовый котел круглосуточно работает на полную катушку – платежи, соответственно, зашкаливают. Все дело оказалось в неправильно смонтированной вентиляции – она у нас не вытягивает воздух из дома, а… втягивает в квартиру. Мы с соседями уже куда только ни писали, но пока никаких изменений.

 Что такое хорошо…

За профессиональным комментарием я обратилась к директору ООО «Жилсервис» А. Ю. ПРЯНИЧНИКОВУ.

- Полностью согласиться с автором письма я не могу, – категорично заявил Александр Юрьевич, – квартиры в этом доме неплохие, и все или почти все расселенные из ветхого фонда люди, сироты вполне довольны условиями. В этих домах индивидуальное газовое отопление, и комнаты совсем не похожи на собачьи клетки, как утверждает автор письма. А вот что касается вентиляции, то здесь она права. Но я хочу сказать, что это не наша вина, это – наша всеобщая российская беда. Дело даже не столько в вентиляционной системе, сколько в наших любимых, удобных и комфортных пластиковых окнах. Я уже неоднократно, в том числе и со страниц газеты, объяснял народу: для того чтобы вентиляция работала на вытяжку, ей необходим приток воздуха. Это – физика, причем для начинающих. В этих домах установлены окна с несколькими режимами работы, в том числе, есть и функция микропроветривания. Я понимаю, что в тридцатиградусный мороз вряд ли кому придет в голову открыть хотя бы маленькую щелочку для свежего воздуха, но делать это необходимо, иначе до беды недалеко. А поскольку в нашей стране нет европейских стандартов по установке якобы европейских окон, то я бы сказал, что жизнь под девизом «чем хуже, тем лучше» в этом случае себя полностью оправдывает. То есть, чем хуже в вашей квартире установлены пластиковые стеклопакеты, чем больше в них зазоров и неучтенных отверстий, тем лучше для вашего здоровья, потому что даже помимо вашей воли свежий воздух будет поступать в помещение. Но я ни в коем случае не сбрасываю со счетов и непродуманно смонтированную систему вентиляции. По этому вопросу мы, как управляющая компания, уже неоднократно официально обращались к застройщикам. Кстати, застройщиков двое – МКД и «СоцДом», именно поэтому дома хоть и похожи друг на друга как близнецы, но все же разнятся. Пока дома еще находятся на гарантийном обслуживании с их стороны, а по истечении пяти лет, если недоделки и ошибки не будут устранены, дело будет передано в суд. Надеюсь, что до этого не дойдет, но все же советую жильцам прислушаться к моим рекомендациям по поводу окон, а по возможности установить в квартирах принудительную вентиляцию – это не очень дорого, но действенно.

По поводу подвалов, затопленных водой, о которых говорилось в письме, мы тоже заявили застройщикам так называемую рекламацию – это тоже недоделка с их стороны. Но даже после ее устранения подвал не сможет служить бытовым подсобным помещением, это по определению технический этаж, там даже в полный рост встать невозможно. Что же касается балконов, на которые якобы страшно выходить, то их размер, форма, грузоподъемность полностью соответствуют плану строительства дома. Нравится это или не нравится жильцам, но здесь они играют роль своеобразного архитектурного украшения, а никак не свалки для кучи ненужных вещей. Выйти в хорошую погоду на балкон можно без опаски, а вот переделывать их, стеклить или достраивать – категорически запрещено. Хочу отдельно остановиться и на том замечании, будто бы жильцы этих домов не умеют обращаться с газовыми котлами. Автор письма говорит, что «когда сдавали дом, то просто заставили жильцов написать, что у них все хорошо». А я еще добавлю, что и в инструкции по эксплуатации котлов тоже все расписались. Но, уверяю вас, они делали это не под угрозой расстрела и не по принуждению, а  после тщательного инструктажа. Да, среди жильцов есть люди с ограниченными возможностями здоровья, но инвалидность им дана, извините, не по состоянию психического здоровья, и разобраться в тонкостях работы бытового газового котла они сумеют – это не сложнее, чем, например, на инвалидной коляске совершить утренний туалет в старой развалюхе с удобствами во дворе. Кстати, многие из этих людей именно из таких развалюх переехали в новые дома.

Автор письма очень сильно переживает именно за эту категорию людей: «Пишут и говорят, что нужно помогать сиротам, инвалидам, но это все показуха. Никому они не нужны. А многие другие жильцы домов обеспокоены поведением своих соседей – неприспособленных к жизни молодых людей-сирот».

 Эпилог

Действительно, проблема оказалась неоднозначной, да и правда, как говорят, у всех своя. Сказать, что нуждающимся людям у нас не помогают – нельзя, а вот нужно ли их, как слепых котят, всю жизнь водить за ручку, тоже спорный вопрос.

И все-таки большинство семеновцев считает, что получить в наше непростое время квартиру со всеми удобствами, причем совершенно бесплатно, – это несказанное счастье. Но счастье, как известно, очень быстро превращается в обыденную жизнь, и для того, чтобы эта жизнь была благополучной, нужно и самим что-то делать. И почаще думать о тех, кто еще не дождался своего счастья и, ютясь большой семьей в старых «засыпушках», тоже пытается успокаивать себя оптимистической фразой «чем хуже – тем лучше».

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle