29.09.2021 г.

История Семёновского авторемонтного: от примитивных мастерских до крупного предприятия

Улица Промышленная своё название получила во второй половине пятидесятых годов 20 столетия. Тогда на улице находились отделение предприятия «Сельхозтехника», база «Заготлён», на территории которой впоследствии вырос литейно-механический завод, ремонтно-строительный участок. На отведённой ЦРМ территории развернулось строительство производственных объектов будущего авторемонтного завода. В промышленном микрорайоне была возведена центральная городская котельная.
Утром рабочего дня в этот промышленный микрорайон шли сотни людей – группами, в одиночку, ехали на велосипедах, мопедах, автомобилях. Начиная с пятидесятых годов, на предприятиях было занято более тысячи людей. Добрая половина тружеников – авторемонтники.

Авторемонтный завод называли флагманом промышленного микрорайона. Ему было отведено место ведущего предприятия.
Предприятие начиналось как ремонтные мастерские техники лесной промышленности и длительное время специализировалось на этом направлении. За сравнительно короткий срок на заводе произошло техническое перевооружение. От ремонта автомобилей для вывозки леса он перешёл к выпуску ремонтных автобусов для перевозки лесорубов. Начало этому было положено в конце 1940-х годов.

Первые послевоенные годы усилия советского народа были направлены на восстановление разрушенных городов, поднятие народного хозяйства. Лесозаготовители Горьковской области отгружали древесину, пиломатериалы стройкам страны и особенно – крепёжный и строительный лес для шахт Донбасса. Семёновским лесопромышленникам   поставлена задача по наращиванию заготовок и отгрузки леса важнейшим стройкам. В конце сороковых годов лесозаготовками занимались коллективы Семёновского, Лещёвского, Рустайского и Чернозёрского леспромхозов. Возросла техническая оснащённость лесозаготовок, увеличился объём трелёвки древесины тракторами, погрузки автокранами, вывозки автомобилями. А это вызвало необходимость создания базы для ремонта техники леспромхозов.
Летом 1948 года в Семёнове организуется ремонтно-механическая мастерская. Базой ей служила мастерская леспромхоза, которая размещалась в единственном небольшом доме с пристроем для ремонта одной машины. Из всего оборудования – токарный и фрезерный станки. Мастерская находилась в районе железнодорожного тупика арматурного завода. Место низкое, сырое, а весной всё вокруг заливало водой. Рабочие условия ремонтников были самыми неблагоприятными: на небольших площадях было трудно развернуть производство, заниматься механизацией трудоёмких процессов. Ремонт зачастую приходилось делать под открытым небом – и в морозные зимние дни, в дождь. Вокруг цехов – сыро, грязно. После дождя в цеха люди могли пройти только по деревянным мосткам. В половодье эти мостки уносило, к рабочим местам добирались на плотах.

В пятидесятом году в эксплуатации находилось уже несколько зданий, где действовали производства: разборо-сборочное, токарное, электрооборудования, механической обработки, кузнечное. Работающих насчитывалось около тридцати человек. Мастерская принимала в ремонт разную технику: газогенераторные тракторы КТ-12 и автомобили ЗИС-5. Их появление в лесной промышленности было вызвано нехваткой в стране бензина. Техника заводилась бензином, но основным топливом для неё служили древесные чурки. Чурка поступала из Ковернинского леспромхоза.
Производился ремонт ПЭС-12 (передвижная электростанция) и электропилы К-5. До появления последних на валке леса использовались поперечные пилы, потом лучковая пила. С внедрением электропил резко возросла производительность труда на заготовке древесины и её разделке на эстакаде (нижнем складе). В Лещёвском леспромхозе отдельные бригады заготовляли до 100 кубометров каждая.
Возрастает объём ремфонда. Расширяется номенклатура продукции. В ремонт поступают автокраны. Изготавливаются кабины для автомобилей ЗИС-5. Осваиваются автобусы с деревянными (фанерными) кузовами. Их изготовление вызвано необходимостью перевозки рабочих в лесные делянки, поскольку места заготовок леса значительно удалялись от лесных посёлков и деревень.

Продолжающееся увеличение объёма ремфонда вызвало необходимость расширения площадей мастерских и перебазирование их на новую территорию. На отведённой на улице Промышленной ЦРМ территории развернулось строительство производственных объектов будущего авторемонтного завода.
1960 год стал началом второго рождения центральных ремонтно-механических мастерских. Пущены в эксплуатацию огромный каменный корпус для ремонта автомобилей, новые кирпичные здания агрегатного участка, котельной – это уже постройки современного заводского характера.

Основным производственным звеном стали следующие участки: ремонт-сборка автодвигателей, агрегатов – агрегатный участок; разборка-сборка автомобилей, автокранов – разборно-сборочный участок; кузнечно-сварочный, механический – механический участок.
Совершенствовались технологические процессы. Так, сборку автомобилей ЗИЛ-150 и 151 перевели на поточный метод: автомобили раздельно по маркам ремонтировали в той или иной половине месяца. Это ускоряло и повышало качество ремонта. По ремонту автокранов создали специальную бригаду.

В 1962 году кузнецы, газоэлектросварщики, жестянщики, работавшие под открытым небом, перешли в тёплый корпус. Осуществляется механизация кузнечных работ. Год спустя строители сдают здание разборо-моечного участка. Здесь установлена моечная машина с ваннами для промывки деталей. Смонтирована кран-балка для подъёма и транспортировки машин и узлов. В 1964 году в ремонт поступают тепловозы-машины, бегущие по рельсам узкоколейной железной дороги Керженского леспромхоза. Их выпуск продолжался до марта 1967 года. В том же 1964-м начали изготавливать автоприцепы. В конце 1966-го на конвейер капитального ремонта ставится автобус ПАЗ-651. Созданы штампы для изготовления на прессах коробок, каркасов кузовов. То есть на массовое производство ставятся автобусы ПАЗ-651 – как ремонтные, так и с новыми кузовами.
Выпуск тепловозов, автобусов показал технические возможности предприятия, высокое профессиональное мастерство авторемонтников.

В 1965 году центральные ремонтно-механические мастерские переименовываются в ремонтно-механический завод (РМЗ) комбината «Горьклес». Это было не просто переименование, а свидетельство о серьёзном техническом росте завода. Большой вклад в инженерно-техническом совершенствовании и конструкторской рационализации предприятия внесли директор        Г. И. Бочин и инженер В. И. Кононенко.
В 1967 году Ремонтно-механический завод переименовывают в авторемонтный завод (АРЗ), он входит в группу родственных предприятий Главлеспроммаш.

Наступает 1970-й, и начинается массовый выпуск и капитальный ремонт автобусов ПАЗ-651 с металлическими каркасами и кузовами. Автобусы стали выходить с отопителями.  Достигнуты высокие результаты по ремонту автодвигателей, спецпродукции.

Страшный пожар 1973 года причинил заводу большой материальный ущерб. Три года ушло на восстановление, а точнее, на сооружение нового автобусного цеха. На заводе впервые вырос цех-гигант (его площадь – три тысячи квадратных метров). На всех трёх параллельных участках – сборки шасси, изготовления кузова, капитального ремонта автобусов – производственная площадь увеличилась в два с лишним раза. Впервые стало возможным внедрить технологию производства во всей её последовательности, механизировать трудоёмкие процессы. Были пущены усовершенствованные моечные машины. Созданы условия, отвечающие санитарным нормам.

На смену автобусам ПАЗ-651 пришли КАвЗ-685. Это машины улучшенной конструкции для перевозки лесозаготовителей. Автобус КАвЗ-685 стал для коллектива завода не просто очередным переходом от одного вида продукции к другому. Его массовый выпуск начался с создания кузова совершенно новой, собственной конструкции. На предприятии организовано новое производство – изготовление металлоизделий для машиностроения, ввод новых производственных корпусов.
В конце 1982 года с Горьковского автозавода поступают новые шасси автомобиля с основными узлами, облицовкой, и здесь они переоборудуются под автобус. В эти годы руководил заводом Николай Романович Разумов.
Для завода семидесятые – начало восьмидесятых годов характеризуются высокими технико-экономическими показателями, перевыполнением плана, высокой средней заработной платой рабочих. Активно ведётся строительство жилищного фонда для сотрудников предприятия. В эти годы строятся уже кирпичные дома. В 1981 году заселяется трёхэтажное общежитие на улице 1 Мая, на улице Тельмана построен 27-квартирный дом. В 1983 году общая площадь жилого фонда составляет 6280 квадратных метров.

Ещё в пятидесятые годы в Семёновском районе, как и во всех районах области, развернулась борьба с бездорожьем. Начиная с 1956-го, коллективы предприятий методом народной стройки прокладывают первые километры каменных дорог, появляются первые заасфальтированные тротуары. Коллектив ЦРМ мостит камнем дороги Семёнов – Боковая, Беласовка, Хахалы. На средства завода асфальтированы дороги и тротуары городских улиц Промышленной и Краюшкина.
Завод оказывает помощь подшефным колхозам. К слову, авторемонтный в районе был первым предприятием, где в начале восьмидесятых годов создали подсобное хозяйство – свинофермы и коровники. Благодаря этому стало возможным продавать работникам мясо собственных свиноферм.

Так за 35 лет предприятие развилось от примитивных ремонтных мастерских Семёновского леспромхоза до авторемонтного завода Всесоюзного производственного объединения «Союзлесреммаш» Минлесбумпрома СССР с числом работающих более 300 человек, выпускающего для нужд лесной промышленности ремонтные автобусы для перевозки людей и освоившего выпуск новых автобусов на базе автошасси Горьковского автозавода с новым кузовом собственного производства. Представленные достижения коллектива авторемонтного завода ярко демонстрируют пример бурного подъёма в нашем районе в советские годы промышленных предприятий, развития и благоустройства города.

Ольга Савельева
Фото из фондов музея, Валентина СТЕПАНОВА

Статья написана на основе книги Владимира Павловича Красильникова «Флагман промышленного микрорайона» об истории Семёновского авторемонтного завода, вышедшей в 1983 году. 


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel