Людмила КОРОЛЕВА
20.02.2014 г.
Недавно областные специалисты тестировали школьников из так называемых малокомплектных школ (то бишь сельских) на предмет знаний. И выяснилось, что они, знания по основным предметам, ну совсем низкие. В нашем округе «двойки» получили три сельские школы, и в их числе такая крупная, как Фанерновская.
Мы решили съездить туда, чтобы на месте поговорить с учителями о создавшемся положении, о прошлом, настоящем и будущем школы.
Всем понятно, что от закрытия сельской школы пострадает в первую очередь сам населенный пункт, и жители Фанерного не зря «гудят» протестом.
Так в чем же причина «опалы», в которую попала большая сельская школа?
Если честно, с первых шагов по ее территории создалось самое благоприятное впечатление. Во дворе добротного двухэтажного здания – яркая спортивная площадка с лесенками и турниками, а возле входа – деревянный корабль и гордо реющий на мачте флаг. Цвета российского триколора использованы в оформлении табличек над дверьми (и это не зря: патриотическое воспитание – один из самых главных приоритетов в школе).
Проходим просторные коридоры и небольшие уютные классы – везде просто идеальная чистота и порядок. Думаю, всем понятно, что он появляется не сам по себе: каждый сантиметр тут охвачен заботливым взглядом прошлого и нынешнего руководства, и сейчас уют поддерживается добросовестными стараниями сотрудников школы.
Стены украшают современные информационные стенды, раскрывающие несколько различных направлений воспитательной работы: патриотическое, экологическое, спортивное. На первом этаже – своя, местная Доска почета, с которой на нас смотрят портреты медалистов прошлых лет и сегодняшних хорошистов. Учеников с хорошими оценками, кстати, не так уж и мало среди всех 33 учащихся.
В 2008 году Фанерновская школа выиграла грант в миллион рублей, когда стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Полученные средства позволили обновить оборудование почти всех предметных кабинетов и спортивного зала. Для учеников созданы отличные условия обучения, как говорится, учись – не хочу.
А они так и делают – не хотят! По крайней мере те пятеро девятиклассников, которые провалили тестирование по русскому языку и математике…
Учитель физики и химии Андрей Николаевич Смирнов преподает в школе уже 32 года и смотрит на сложившуюся ситуацию с высоты своего жизненного и профессионального опыта.
- Лично мне работа в школе нравится. С точки зрения материально-технического снабжения сейчас все хорошо, но не радует одно: в последнее время у детей нет никакой ответственности, да и отношение некоторых родителей тоже нельзя назвать серьезным. Это еще связано с другой, может быть, неожиданной, но насущной в наше время проблемой – безотцовщиной. Все наши нынешние выпускники – мальчики, а им особенно в этом возрасте нужно отцовское слово и направляющая рука.
А мужчины вынуждены оставлять свои семьи, ехать куда-то на заработки – им уже не до воспитательных моментов. У некоторых ребят вообще нет папы, они растут в неполных семьях и не видят рядом положительного примера, на который стоило бы равняться, стремиться к нему.
Я занимаюсь со школьниками профориентацией, рассказываю им о профессиях, и замечаю, что редко встретится сейчас целеустремленный молодой человек, а в основном живут под девизом: «День прошел – и ладно». Раньше такого не было.
И все-таки радует, что результаты нашего труда проявляются пусть не сейчас, но со временем. Трое из выпускников прошлого года поступили и учатся в техническом университете, а на вечер встречи через пять-десять лет приходят бывшие троешники, которые превратились в крепких бизнесменов.
Учитель истории Фанерновской школы Людмила Леонидовна Кудряшова в одном из помещений обустроила прекрасный музей. Там хранятся экспонаты, посвященные народному быту, истории школы и всего поселка, уникальным природным объектам (Синий камень, Монахина гора, Барские луга), истории пионерии. Стенд «Офицер – профессия героическая» рассказывает о выпускниках школы разных лет, ставших высокопоставленными офицерами, и особое место занимает информация о погибшем в Чечне воине Юрии Молочко, награжденном медалью «За отвагу». На этих примерах школьники учатся любить свой край, уважать и гордиться своими односельчанами, они вместе с учителями посещают «усыновленные уголки природы», благоустраивают родники. Вместо ушедшей в историю пионерии у них в школе действует своя детская организация «Спарта», в которую вступают все дети с 4 по 9 класс. В день нашего приезда (14 февраля) старшеклассники как раз устанавливали ящик для сбора сердечек-валентинок – этот ритуал уже стал у них в школе доброй традицией.
В общем, страшно даже подумать, что скоро весь этот школьный мир, создававшийся из года в год, может в один момент рухнуть, и заброшенная пустая школа будет отдана на разграбление. Подобных случаев вокруг сколько угодно – взять хотя бы разоренную Светловскую школу.
За примером даже ходить далеко не придется: из кабинета директора прекрасно просматривается удручающая картина разрухи на месте когда-то гремевшего своими успехами фанерного завода. Останки кирпичных стен, как после бомбежки, жутко напоминают дымящиеся пепелища Хатыни…
В школьном музее висит для истории поселковая вывеска: «Фанерное образовано в 1948 году, население – 1384 человека». Сейчас, когда не стало завода, численность населения упала в три раза!
Возмущение местных жителей по поводу возможного закрытия школы понятно. Как говорят, весь поселок гудит протестом.
А в местном детском саду еще подрастают несколько «кандидатов» в школьники. На следующий учебный год ожидается поступление 6-8 первоклассников, что даже больше, чем учится сейчас. Мамы и папы этих детей пока не хотят покидать свои дома, но если школу закроют, потянется в города и последняя оставшаяся молодежь.
Ликвидация деревенских школ, также как и клубов, медпунктов, возможно, и экономит бюджетные деньги, но обрекает деревни на вымирание. И как после этого можно говорить о какой-то поддержке села?
Кстати, в решении больного вопроса «быть или не быть?» сейчас должно учитываться мнение местных жителей. Такую норму вводит новый закон «Об образовании Российской Федерации», начинающий действие с сентября 2013 года, и нормам законодательства обязан подчиняться каждый, будь он хоть президент страны!
В конце концов, разрушить-то просто, а вот построить…
Фото Александра ЮРЬЕВА