02.03.2022 г.

В дореволюционной России Нижегородская губерния считалась одним из крупнейших центров изготовления деревянных игрушек. Производство игрушек было связано с искусством объёмной резьбы по дереву.

Наиболее ранние игрушки – окрашенные резные деревянные фигурки – выполнялись приёмами крупных срезов плоскостей с сохранением резких углов и граней. Такая резьба была рассчитана под покраску. Ассортимент игрушек был весьма разнообразен.

С середины XIX века в Нижегородской губернии начинает развиваться производство токарных игрушек. Центром этого промысла стали деревни семёновского уезда – Мериново, Покровское, Хомутово, Взвоз. Здесь вырабатывались токарные погремушки, игрушечные бурачки, графинчики, ведёрки, шары, фигурки груш и яблок, самовары с комплектом посуды, пасхальные яйца. Отдельные игрушки оформляются яркими разноцветными полосками, выполняемыми на токарном станке. Часть игрушек расписывается – по загрунтованной поверхности наносятся яркие цветы с зелёными листиками. Семёновские кустари применяли больше акварельную окраску. Окраска более дорогих сортов игрушек производилась эмалевыми красками. При использовании клеевых красок после их просушки поверхность покрывали лаком.

При изготовлении токарных игрушек кустари пользовались примитивным токарным ножным станком. К игрушечному промыслу привлекали всех членов семьи, включая детей с раннего возраста, с 7-8 лет. Семья кустаря-игрушечника являлась своего рода семейной мастерской.
Экономической стороной существования кустарных промыслов занимались с 1870-х годов земские деятели. В 1870-80-е годы в отчётах о состоянии народных кустарных промыслов Нижегородской губернии говорится о резком падении в этот период промыслов, связанных с деревообработкой, о крайне низком заработке кустарей. В качестве меры поддержки земские деятели предлагали кустарям объединяться в артели, брать кредиты для развития промысла. К ним присоединялись и меценаты, дававшие кустарям выгодные заказы по образцам, имевшим спрос на городском базаре. Спрос рождал предложение. Несмотря на крайне низкий заработок кустаря-игрушечника, в годовом производстве семёновских игрушек счёт шёл на миллионы.

После 1917 года пришедшие к власти большевики так же считали, что единственным способом выживания кустарных промыслов является объединение кустарей-надомников в артели. 25 апреля 1919 года был принят декрет о мерах содействия кустарной промышленности. Речь в нём шла о предприятиях, на которых было занято не больше 5 наёмных рабочих при наличии двигателя и 10 – без двигателя. Кустари должны были объединяться в артели и производить вещи по установленным образцам.

В Семёнове первые артели кустарей зародились в первой половине 1920-х годов. Артель «Молодая кустарка» была организована в 1921 году молодыми девушками (около 12 человек), окончившими школу инструкторов. Снимали дом у Милотворского. Товар продавали сами на рынках Семёнова, Бора, Нижнего Новгорода. Из вырученных денег получали зарплату. Через полгода все «дикие» артели вошли в промысловое кредитно-кооперативное товарищество. Среди ассортимента семёновских кустарей-игрушечников тех лет упоминаний о матрёшке нет.

О происхождении семёновской матрёшки ходит несколько легенд. По одной из них, мериновский токарь-игрушечник Иван Вагин из Нижнего Новгорода привёз деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной муравой, а на ней – мужик с усами и бородой нарисован. Понравилась Вагиным игрушка. Вспомнили они, как «тачивали» пасхальные яйца, и решили сделать куклу разъёмной. Так и появилась в Меринове новая игрушка – матрёшка. Точили игрушку Вагины без мерок, на глазок, расписывали фуксином, крыли сверху клеем, окраска получалась тёмной. Дети Ивана Евдоксий, Перфил, Капитолина, Анна, Александра расписывали каждый на свой манер. Особенно удавались Перфилу матрёшки-смешинки – плешивый мужик с бородой и усами или дородный мужик в шляпе и воротнике с тулупом.

Другой мериновский мастер-игрушечник Арсентий Фёдорович Майоров (1885-1937) тоже одним из первых начал точить матрёшку. Дочь его Зинаида Арсентьевна вспоминает, что в 1922 году привёз отец с ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, а старшая её сестра навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала кисточкой анилиновыми красками, в центре расположила ярко-алый цветок, а голову увенчала кокошником.
Эту игрушку стали точить также семейства Кабановых, Жидковых, Огурцовых, Кочневых и другие.

Так почему же годом зарождения семёновской матрешки считают 1922 год?
В 1922 году началась подготовка к открытию Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В статье, опубликованной в «Известиях» 17 ноября 1922 года, говорилось уже о народном творчестве как о «крупной художественной области». В статье подчёркивалось внимание за границей к своеобразию русского крестьянского творчества. «Пусть в этом интересе сказывается пресыщенность толстовских бар, «которых тянет на капустку» – факт остаётся фактом: как никогда Запад ищет русские изделия.

После гражданской войны в СССР обострилась проблема доходов от внешней торговли, приносящей необходимую госбюджету валюту. Вот тут и вспомнили об имевших успех на международных выставках народных ремёслах. Иностранным покупателям по душе больше пришлись нарисованные и вышитые розочки, а не изделия с советской символикой. Пришлось формировать экспортный вариант советской культуры.
Спрос зарубежного рынка поддержал советские художественные промыслы экономически и позволил сохранить традиции народного мастерства, с которыми Запад познакомился ещё до 1917 года. Европейского покупателя устраивало соотношение цены и качества, утилитарности и эксклюзивности в русских вещах ручной работы.
К апрелю 1923 года Кустпромторг заготовил для экспорта разных кустарно-художественных изделий на 7 миллионов рублей золотом. Это были кружева, бисерные изделия, шкатулки из Палеха и Холуя, художественные деревянные изделия, игрушки деревянные токарные и резные, деревянные ложки хохломской окраски, коробки и шкатулки, изделия из бересты, оренбургские пуховые платки, изделия из резной мамонтовой кости.

В начале первой пятилетки сбыт за границу кустарно-промышленных изделий был поставлен на поток. Например, генеральное представительство Госторга в Германии сообщало об успешной продаже в 1927 году богородской игрушки, хохломских чашек, ковшей, поставцов и бочат и других подобных изделий. В 1929 году на экспорт было продано кустарных изделий на сумму 3,5 миллиона рублей.

В основных центрах производства народных кустарных промыслов, и Семёнове в том числе, то есть в местах, где имелся наглядный пример по производству игрушек и где был доступен сырьевой материал, начинается широкое внедрение госзаказов на массовый выпуск народных кустарных изделий.
Получая госзаказы, объединения кустарей в своей работе не просто восстановили ассортимент традиционных семёновских игрушек, но и расширили его новыми формами и новыми приёмами.

В первые годы существования семёновские артельщики работали в арендуемых помещениях на нескольких улицах. Склад готовой продукции находился на улице Володарского. К концу 1920-х годов для артельщиков было выстроено двухэтажное деревянное здание на окраине города. В артель стекалась товарная продукция от надомников окрестных деревень и города. В книге краеведа В. П. Красильникова «Мастера игрушки. История объединения по производству сувениров», вышедшей в 1971 году, описывается встреча со старейшей художницей фабрики Елизаветой Семёновной Овчинниковой: «Е. С. Овчинниковой, что живет на улице Трёх Коммунистов, сейчас за семьдесят. Ещё в двадцать втором, вместе с мужем дома они красили игрушки, сдавая в Семёновское товарищество, а потом – в артель инвалидов. Уже в эти годы Елизавета Семёновна писала матрёшку в небольшом количестве.
- Интересно знать, где подсушивали игрушки?
- А вот сами загляните на печь и лучше поймёте.
Печь – будто напоказ, даже без освещения видно, как вся она блестит. Каждый кирпич словно полированный.
- Вот на кирпич и ставили игрушки для подсушки. Чаще на досках, а нужно побыстрее – прямо на донце.
Печь со следами лака и краски по сию пору стоит и в доме хвостиковского игрушечника А. А. Никитина.
Сколько, наверное, в городе и окрестных деревнях ещё таких печей – немых свидетелей нелёгкого труда кустаря».
Автор книги, рассказывая о развитии кустарных артелей в нашем крае, говорит о больших объёмах выпуска товарной продукции игрушечников, о внедрении новых видов продукции, о совершенствовании производства. Вероятней всего, в этом процессе модернизации семёновского игрушечного промысла и зародилась первоначально мериновская матрёшка, а затем семёновская».

Уважаемые читатели! В этой статье я описала предпосылки и свидетельства зарождения матрёшки на семёновской земле. К сожалению, точных документов, рассказывающих о появлении в 1920-е годы матрёшки в Семёнове, не нашла. О распространении этой куклы среди производства семёновской игрушки во второй половине 1930-х годов уже можно говорить более смело. Это станет следующей темой рубрики «Мастера игрушки».

О. САВЕЛЬЕВА,
главный научный сотрудник историко-художественного музея
При написании статьи использовались материалы из фондов музея


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel