16.04.2016 г.

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 100-летию семёновской Золотой хохломы, и сегодня речь пойдет о первом директоре школы художественной обработки дерева и кустарно-художественного музея, председателе кооперативных мастерских Георгии Петровиче Матвееве. Кстати, потом эти мастерские вошли в артель «Экспорт», на базе которой и возникло известное объединение «Хохломская роспись».

Родился Георгий Матвеев 4 апреля 1875 года в селе Ульяново Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина, работавшего сторожем у помещика. Три года Георгий учился в начальной школе и ещё один – в церковно-приходской. Его отец Пётр Прохорович был крепостным, потом его отдали в солдаты. 

После отмены крепостного права безземельный крестьянин в поисках заработка со всей семьёй приехал в село Ульяново, что неподалеку от Лукоянова. Село это считалось беднейшим, бесперспективным, народ занимался отхожими промыслами: крестьяне в основном работали каменщиками и штукатурами. Пётр Прохорович служил у князя Кугушева сторожем, получал 4 рубля в месяц и немного травы для коровы. Участок, который предназначался под картошку, был явно мал для семьи из шести человек – ведь кроме сына, у Петра Прохоровича были три дочери: Екатерина, Аграфена и Мария. Поэтому Георгию пришлось работать с самого раннего возраста. Он трудился по найму у крестьян своего же села. «Мы, дети, с малых лет работали на своём огороде, а также помогали соседям, внося свою часть – прибавку к отцовскому заработку, который почти грошами дробился на дни прослуженного месяца. Князь сдавал землю при имении в аренду крестьянам того же села Ульянова по четыре рубля за десятину и ежегодно приезжал говорить с ними – выколачивать годовую аренду и долги за прежние годы», – вспоминал об этом времени Георгий Петрович.

Каменщик, десятник, политический

С восемнадцати лет Георгий начал трудиться на стройке каменщиком. Здесь же научился у подрядчиков разбираться в чертежах и несложных расчётах.

В 1896 году Матвеев стал работать младшим десятником по ремонту разных помещений на территории Нижегородской ярмарки. Тут он познакомился с первой социал-демократической организацией, в которой участвовал гимназист Яков Свердлов и другие будущие революционеры. Матвеев так пишет о том времени: «Молодые товарищи решили заняться мной по всем вопросам грамотности. Приглашали на вечеринки, где читали запрещённую литературу, знакомили с политическими происшествиями за границей и в России». 

Матвеев охотно выполнял любое поручение организации. За что потом его и выслали в Архангельскую губернию, в село Холмогоры, которое с глубокой древности славилось резьбой по кости. Молодой парень не мог не соприкоснуться там с мастерами и изделиями одного из прославленных видов русского народного искусства. 

В Холмогорах было чему подивиться: в тамошних изделиях-табакерках, шкатулках, ручках для тростей, гребнях, браслетах, медальонах рельефы и сквозная резьба иногда сочетались с простой и цветной гравировкой, сюжетные изображения обогащались орнаментом. Из моржовой, мамонтовой, слоновой кости резалась затейливая многофигурная круглая скульптура.

Вскоре он переезжает в Петербург, где живёт Алексей Горький. В своей биографии Георгий пишет: «Уже после отбытия мною ссылки Алексей Максимович, живя в Петербурге на Знаменской улице, устроил меня в художественную мастерскую академика Дмитриева-Кавказского, где я с перерывами учился в течение 4 лет». Безусловно, у Георгия Матвеева были художественные способности. А ещё в Нижнем Новгороде он посещал художественную студию А.О. Карелина, и благодаря своему таланту, по выражению Алексея Максимовича, он, как и другие талантливые представители народа, становится «дважды родственными» для Горького: как человек «с направлением к лучшему».

Когда Георгий учился в Петербурге, студенты быстро узнали о том, что новый товарищ – нижегородец, имеет отношение к РСДРП. Его вовлекли в круг прежних опасных обязанностей, и он выполнял различные поручения подпольщиков. Несколько лет, проведённых Матвеевым в Петербурге среди революционно настроенной студенческой молодёжи, среди начинающих художников и литераторов, духовно обогатили его, заставили задуматься над тем, в какой же области применить полученные знания.

Из Петербурга Георгий Петрович снова приехал в Нижний. Сюда он возвратился другим человеком, впрочем, «не имеющим определённых планов на будущее». Он вновь вернулся к строительному делу – работал десятником на гидротехнических сооружениях в районе Нижнего Новгорода. Работа хорошо оплачивалась, и казалось, этим предстоит заниматься до конца жизни. В своей автобиографии он напишет: «Материально я считал себя удовлетворённым и не искал другой работы лучше или выше оплачиваемой, пока не подвернулось предложение поехать в город Семёнов организовать школу по художественной обработке дерева».

Призвание – народный учитель

Матвеев был поистине прирождённым воспитателем и наставником. Поэтому предложение поехать в Семёнов и возглавить руководство школой художественной обработки дерева его очень заинтересовало. Многие поколения хохломских мастеров благодарны своему учителю за его педагогический талант, за чуткое отношение к молодым мастерам. Георгий Петрович стал главным художественным руководителем новой школы, создал эскизы будущих изделий, орнаменты для резьбы. 

Изделия, выполненные по его талантливым и оригинальным рисункам, начали пользоваться большим спросом и принесли школе известность. Своей энергией и энтузиазмом он заражал мастеров старой закалки и юных умельцев. Его ученики стали талантливыми художниками, работавшими на предприятии «Хохломская роспись». За свой многолетний труд Георгий Петрович обучил искусству хохломской росписи многих начинающих мастеров, ставших впоследствии заслуженными художниками, членами Союза художников. Среди них – Наталья Александровна Денисова-Чикалова, проработавшая 30 лет на предприятии в должности главного художника (в 1960-х годах её изделия были представлены на выставках в Германии и Франции), художница Евлампия Михайловна Молодцова, награждённая в 1966 году орденом «Знак Почёта СССР», Антонина Петровна Кузнецова – участница выставок в Москве, Загорске, Ялте, Сочи, Харькове. Эти и многие другие ставшие известными художницы передавали свой опыт следующим поколениям. 

Создатель музея

Долгое время Георгий Петрович собирал и хранил у себя уникальные изделия народных умельцев. Когда материалов стало достаточно много, ему пришла мысль об организации музея кустарных изделий. В помещении школы художественной обработки дерева в 1934 году по его инициативе музей был открыт. Три года спустя его перевели в специальное здание на улице 3-5 Июля (ныне улица Матвеева). Он постоянно говорил о том, что экспозиция музея должна постоянно пополняться. Собирались работы мастеров-умельцев дореволюционной поры, лучшие изделия создавшихся в то время кустарных артелей. До 1955 года он был бессменным директором музея.

Несколько слов о его семье и родственниках. Сестра Георгия – Екатерина вышла замуж за австрийца, её фамилия Тэпфер. После смерти мужа она уехала в Югославию, затем перебралась в Чехословакию. В преклонном возрасте возвратилась в город Горький к приёмной дочери и жила вместе с ней. Встреча Георгия Петровича и Екатерины Петровны состоялась уже в почтенном возрасте. В селе Ульяново у Георгия Петровича жила жена Вера Семеновна Паладьева и четверо детей.

Умер Георгий Петрович 11 февраля 1960 года в Семёнове после тяжёлой и продолжительной болезни. В нашем городе память его увековечена: в 1983 году улица 3-5 Июля была переименована в улицу Матвеева, а на территории фабрики «Хохломская роспись» установлен памятник этому замечательному земляку, неутомимому энтузиасту развития хохломского промысла. 

Хохлома сегодня стала не только гордостью нашей национальной культуры, она покорила весь мир. Хохломские художники с международных выставок и ярмарок привозят множество наград, медалей, дипломов. Ежегодно в наш город приезжают тысячи туристов. С интересом рассматривают они экспозиции Историко-художественного музея и здесь узнают о человеке, возродившем в Семёнове уникальный народный промысел, – Георгии Петровиче Матвееве.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel