Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото предоставлено героиней материала
02.03.2024 г.
Семёновская восьмиклассница Маргарита ЦВЕТКОВА стала участницей профильной смены в известном на всю Россию образовательном центре «Сириус» в Краснодарском крае благодаря своему трудолюбию, настойчивости и таланту.
И там наравне со студентами художественных училищ Санкт-Петербурга и Москвы четырнадцатилетняя ученица осваивала портрет живой модели, выполняла скульптуру с гипсовой головы и делала массу прочих интересных для себя открытий в направлении «Искусство».
Шансов мало, но они всегда есть
А вся эта счастливая история для нашей сегодняшней героини началась с предложения заместителя директора художественной школы Алёны Алексеевны Колгановой принять участие во всероссийском отборе на смену в «Сириусе». Рита предложение, конечно, приняла, но в свой успех мало верила. Началась предварительная работа: надо было собрать портфолио – из грамот, дипломов, снимков своих творческих работ – и отправить на сайт «Сириуса». Этим девушка активно занималась в январе, Алёна Алексеевна ей помогала.
Строгий, беспристрастный отбор профессиональных работ – дело непростое, морально его тоже надо было выдержать. Восьмиклассницу Маргариту выручало то, что за свою семилетнюю учёбу в художественной школе она достигла многих побед на всероссийских художественных конкурсах.
- Я думаю, что всё это – благодаря упорным занятиям под руководством преподавателя рисунка Алексея Асафовича Ляшкова и занятиям скульптурой с Татьяной Николаевной Степановой, – говорит она. – Они дали мне основу и постоянно развивают – каждый в своей области. Но честно признаюсь: я не верила в то, что смогу пройти всероссийский отбор. Шансов действительно было очень мало, поскольку талантливых детей в нашей стране огромное количество.
Однако опасениям скромной Маргариты не суждено было сбыться. В январе на почту пришло письмо с заветным содержанием: ваша заявка одобрена! И в приложении – список документов, необходимых для участия в смене «Сириуса».
Делегация нижегородцев состояла из 10 подростков, в их числе собиралась в дальнюю дорогу и счастливая Рита. Не все ребята из этой десятки ориентированы на искусство, кто-то прошёл отбор по научному профилю. Но тем интереснее обещала быть предстоящая поездка.
Младшенькая
Смена, на которую отправилась Маргарита 1 февраля, называлась «Основы академической художественной школы: скульптура и рисунок». Участники летели на самолёте до Сочи, а там – трансфер до образовательного центра.
Удивило Маргариту то, что из всех участников смены она самая младшая. Остальные её коллеги по творческому направлению – студенты художественных училищ, 17-18-и лет. Учиться вместе со старшими было непросто, но интересно.
- А ещё поразило большое количество детей в «Сириусе», – рассказывает Маргарита. – Все они приехали заниматься по различным направлениям – искусство, спорт, наука… Искусство включало в себя музыку, керамику, скульптуру, рисунок и даже балет. Спорт на этой смене был представлен фигурным катанием и хоккеем, научное направление подразделялось на физико-математическое, химико-биологическое и другие.
- Детям, прибывшим по научному направлению, выделили отдельный корпус, – продолжает рассказ девушка. – А в нашем восьмиэтажном, на верхних этажах проживали преподаватели центра, на 5-6-м этажах – спортсмены, на 4-м разместили нас – кто приехал по направлению «Искусство», на 2-м и 3-м этажах находились административные помещения.
Увлекательная учёба в «Сириусе»
Под руководством ведущих педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, членов Союза художников России Маргарита набиралась новых знаний по академическому рисунку и скульптуре. Она выполняла рисунки частей лица «Давида» Микеланджело, рисовала гипсовые головы Афродиты, Аполлона, Дианы, Гермеса, освоила портрет живой модели, выполнила скульптурный портрет девушки – живой модели… На итоговом просмотре декан факультета скульптуры Санкт-Петербургской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Андрей Александрович Новиков положительно отозвался о работах семёновской ученицы.
- Смена включала 122 учебных часа, – рассказывает Маргарита. – Времени на отдых практически не давалось. Самым сложным заданием для меня, пожалуй, стал рисунок гипсовой головы. Раньше я этого никогда не делала, но тем интереснее было работать!
- Занятия в обычной общеобразовательной школе там тоже предусмотрены, но они для меня какими-то несерьёзными получились, – добавляет девушка. – Материал, который там преподавали, мы уже прошли в Семёнове, поэтому для меня это было повторением изученного. Теперь догонять своих одноклассников приходится. Они меня немного опережают.
Но это не самое трудное жизненное испытание, с которым пришлось Рите столкнуться.
- Вы не представляете, сколько раз я хотела уйти из художественной школы, – честно признаётся она. – По той простой причине, что трудно совмещать обе школы – общеобразовательную и художественную. Но мне всегда в эти моменты становилось жаль усилий и времени, которые я потратила на изучение специальных предметов. Поэтому и продолжаю усиленно заниматься.
Как выяснилось, скульптура привлекает Риту немного больше, чем рисунок.
- Работали мы в «Сириусе», стоя у специальных станков, – разъясняет она. – Объект находится на уровне лица – так гораздо удобнее, чем сидя, спина не сильно устаёт.
Рита очень скромна и самокритична к своим достижениям в «Сириусе».
- До студентов, которые занимались вместе со мной, мне ещё расти и расти, – запросто говорит она. И при этом поправляется: – Хотя скульптура неплохо удаётся, меня преподаватели даже выделяли на фоне остальных.
Мои преподаватели в художественной школе дают много знаний, но и «Сириус» не прошёл даром. Мне кажется, там я повысила свой уровень мастерства. В художественной школе мы рисуем натюрморты и только в 8-м классе осваиваем рисунок гипсовой головы, а в «Сириусе» я уже его изучила. И мне это понравилось. Я выполняла задания уровня академии: делала портреты, работала с гипсом. Я открыла для себя новые материалы для рисунка – «соус» (как пастель), угольный карандаш, сепия. Попробовала новые техники рисунка.
А предстоит ещё больше
Совсем недавно Маргарита вернулась из своей чудесной поездки. Теперь она планирует окончить художественную школу только с отличием. Её преподаватели настроены так же и желают своей ученице лишь успехов.
За восемь лет учёбы в художественной школе Рита осваивает предпрофессиональную программу. Дополнительными направлениями можно было выбрать витраж, батик, скульптуру. В течение 2-3 лет Рита занималась и батиком.
Все пять рабочих дней в неделю спешит она к своим творческим преподавателям. Рисунок, живопись, композиция, скульптура – эти учебные предметы Рита осваивает сейчас.
Татьяна Николаевна Степанова, преподаватель скульптуры Семёновской художественной школы, ненадолго подключилась к нашей беседе:
- Рита – очень способная ученица. Выйти на всероссийский уровень, выдержать такой строгий отбор в «Сириус» дано не каждому. Но наряду с творческими способностями нельзя не отметить и такие её качества, как трудолюбие, ответственность и исполнительность, всё доводит до конца. А это залог успеха.
Летом Маргарита снова планирует подать заявку на образовательную смену в «Сириус», а в прошлом году побывала на художественной профильной смене «Под крылом Жар-птицы» в «Артеке». В «Сириусе» ей понравилось, пожалуй, даже больше. Хотя и в «Артек» она бы с удовольствием съездила повторно.
Следующий год у Риты выпускной – и в художественной школе, и в общеобразовательной – девятый класс. А что дальше, каков будет её выбор?
- Я считаю, что моя ученица, побывав в «Сириусе», этот «творческий вирус» надёжно подцепила, – улыбается Алексей Асафович Ляшков, преподаватель рисунка, – так что лучшее для неё будущее – это поступать в художественное училище. Я искренне этого желаю.
Родители поддерживают увлечение дочери, считают её, как и педагоги, талантливой и перспективной. И сама Рита планирует связать свою профессию с художественным творчеством, и «наступать на горло собственной песне», от чего предостерегал Маяковский, она точно не собирается: слишком много уже сделано. А предстоит ещё больше.