Юрий КОЛЮКИН
03.07.2021 г.
Если до недавнего времени нас мучили два животрепещущих вопроса: «Быть или не быть?» и «Откуда взялся коронавирус?», то теперь к нему добавился абсолютно нерешаемый третий: с какого перепуга в России вдруг так подорожали строительные материалы? Здесь-то ковид точно ни при чём? Или тоже он виноват?
Говорят, что спрос рождает предложение, и именно в этом нужно искать тот самый перепуг, то есть корень зла. Ага, а давайте-ка подумаем, мог ли какой-то один магазин, одна строительная база вдруг начать накручивать цену на те или иные товары, которые пусть и пользуются бешеным спросом? Ответ очевиден: отдельному торгашу нет смысла делать заоблачную наценку – покупатель просто уйдёт к его конкурентам. Значит, нужно, чтобы цены взлетели разом у всех.
Допустим другой вариант: цены подняли оптовики, и таким образом на всех розничных прилавках мы увидели увеличенные циферки. Но это опять же попахивает каким-то сговором, ведь и оптовых баз у нас не одна-две на всю Россию-матушку. Как ни крути, а Федеральной монопольной службе есть над чем поработать. Почему она до сих пор не делает этого, непонятно, ведь разговоры о космическом взлёте строительных цен – уже не вопль вопиющего в пустыне, а громкий хор тех, кто строится или только планировал. Для многих мечта довести до ума свой дом в нынешнем сезоне перешла из разряда почти реальных в почти неосуществимую.
В общем, без специалистов не разобраться, что является начальным звеном этой цепочки удорожания. Давайте тогда поразмышляем, кому это выгодно. Представители розницы разводят руками: у нас всё та же торговая наценка. Ну да, наверное, в процентах то же самое. А в рублях? Если на лист ОСБ (почему-то его чаще всего приводят в пример), купленный оптом по 500 рублей, накрутить 10 процентов, то он в розницу будет продаваться по 550, давая торговцу 50 рублей. Если тот же лист теперь стоит 2100, значит, при той же торговой надбавке он даёт магазину розничной торговли уже 200 с лишним рублей. Есть выгода? Ещё какая! На оптовых базах наверняка примерно такая же ситуация.
Торговля кивает на производителя: дескать, ищите там начало всех бед. Что ж, заглянем на сайты промышленников – они, как правило, выставляют примерную цену, но она действительно уже далеко не та, что была, к примеру, в прошлом году. Значит, и производитель имеет свою повышенную маржу? Получается, что нынешний скачок цен выгоден очень даже многим – только не покупателям, доходы которых даже по официальной статистике и без того падают.
А знаете что? При таком раскладе нам всем в этом сезоне нужно было взять бы да устроить бойкот торговле. Просто не покупать никаких товаров. Цены поневоле начали бы снижаться. Но, боюсь, в нашей стране это нереально. Мы, привыкшие к тому, что цены если меняются, то в большую сторону, готовы отдать последние кровные за то, что явно не стоит таких денег, опасаясь, что может быть ещё хуже. Что на руку кому угодно, только не нам. Такой вот замкнутый круг.