29.10.2020 г.
29 октября школа №1 вспоминает своего знаменитого выпускника – Сергея Васильевича Афоньшина.
Мы знаем его как талантливого писателя, пытливого краеведа, интересного собеседника. Но был ещё Афоньшин-солдат, защитник Родины. Перелистаем эту непростую страницу его жизни, используя его повесть «Человек из неолита».
«Если бы я вёл дневник, то в одно июньское утро в нём бы записал: «Сегодня мне приснился странный сон. Я видел Гитлера. Он сидел за кружкой пива в мюнхенской пивнушке. Вдруг ворвались сюда женщины. Сначала они что-то кричали ему непонятное, потом начали щипать и бить по голове кулаками… Тут я проснулся. Проснулся и рассказал про свой сон старушке. Она сказала: «Начитался с вечера всякой чепухи, вот и наснилось».
К девяти утра я совсем забыл про свой сон и ушёл на Керженец. Через час либо два возвращаюсь в посёлок. Попадается мне навстречу Иван Васильевич Бакулин и кричит: «Слыхал новость? Дружок-то наш на нас напал». В полдень собрались в клубе слушать известия из Москвы. Передавали выступление Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. В первые дни позвали воевать всех молодых, знакомых с армией и оружием. Мужское население убывало, оставались только лесорубы старше меня да бабы-солдатки.
28 июля я проснулся поздно. Мне снилось, что напяливаю на себя тесную зелёную стёганку. Говорю своей старушке, что, наверное, получу повестку.
…Её мне подали поздно, в сумерки. На войну я ушёл «годным необученным». Служил в топографической группе при штабе артиллерии, ходил на привязку батарей и засечку целей на стороне противника. И заслужил за это медаль «За боевые заслуги» и орден Красной звезды».
Сергей Васильевич скупо рассказывал о военных буднях и боевых операциях. В одной из них он был контужен и до конца жизни испытывал проблемы со слухом.
«Конец войны застал меня в Рагациемсе, рыбацкой деревушке на берегу Рижского залива. Я много ходил по кромке морского берега и радовался концу войны и миру, и морю. И никто никуда не звал меня бегать с рейкой. И казалось мне, что все поглупели от привалившего счастья.
Под осень нашу часть перебросили на устье Венты – Вентспилс. Всё лето и осень, до ноября, ждали демобилизации. Уже начали поговаривать, что не домой, а на Дальний Восток перебросят. Но Япония капитулировала, и только в сентябре начали нас готовить к отправке на родину.
Числа десятого ноября пришёл солдат со службы домой. В городе Семёнове в райвоенкомат зашёл. Потом паспорт получил. Новый, бессрочный, с ним и по сей час хожу и никому не отдам. Под конец в своё РОНО зашёл и получил направление в свою Черноозерскую начальную, под высокой тесовой крышей, с трёхголовой сосной позади, среди зарослей лип, рябины и черёмухи. В ту самую, из которой четыре года назад ушёл воевать».
Вот таким предстаёт в автобиографической повести «Человек из неолита» Сергей Васильевич Афоньшин – учитель, солдат, писатель.
М. ЗВЕРЕВА, Л. ШТУРМИНА,
учителя школы №1