Ирина КОЛОБОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
26.09.2019 г.
В саду у воспитательницы Натальи ТОЛОКНОВОЙ растут прекрасные цветы
27 сентября – День воспитателя. Свой собственный узаконенный праздник наши «вторые мамы» получили совсем недавно, всего каких-то пятнадцать лет назад. Можно считать, что сама эта дата нынче отмечает маленький юбилей. По этому поводу мы решили побеседовать с воспитателем детского сада «Сказка» Натальей Толокновой.
Наталья Петровна профессионально воспитывает детей уже без малого тридцать лет, её педагогического стажа вполне хватит для заслуженной пенсии. Но говорить на пенсионную тему в отношении этой стройной, молодой, красивой и энергичной женщины, наверное, никогда не повернётся язык.
Известно, что профессия всегда накладывает определённый отпечаток на личность человека. А уж если она выбрана правильно и с любовью, да ещё связана с детьми, то суждено оставаться её обладателю вечно молодым.
Как я попала в «Сказку»…
- Да уж, наша работа скучать не даёт, и стареть некогда, – соглашается Наталья Петровна. – А профессию я действительно выбрала правильно, теперь уже могу сказать об этом твёрдо. За почти тридцать лет и ей, профессии, я осталась верна, и место работы ни разу не сменила. После педагогического училища немного поработала в Поломском детском саду – полгода воспитателем и ещё полгода заведующей. Мне там нравилось, но потом замуж вышла, и нужно было налаживать свой собственный быт. Жалко было расставаться, но пришлось. А в «Сказку» я попала ещё при Галине Николаевне Санниковой, она меня сразу же на подготовительную группу поставила – можно сказать, так я боевое крещение приняла. Наверное, она поверила в меня, и мне это здорово помогло в дальнейшей работе и вообще в жизни. Уверенность в себе, в своих силах – это дорогого стоит. Я стараюсь и в детях эту уверенность воспитывать, ведь у каждого ребёнка обязательно есть какая-то только ему присущая чёрточка характера, какая-то способность, которую обязательно нужно развивать. Но сначала необходимо разглядеть.
- Сейчас вы уверены в правильности профессионального выбора, а как было раньше, сразу после школы, когда нужно было его сделать?
- В педучилище я пошла совершенно осознанно, без каких-либо наставлений и нравоучений. Правда, сначала была мысль поступить в пединститут на исторический факультет. Я всегда очень любила историю. Но, взвесив все за и против, всё же выбрала дошкольное воспитание. Так получилось, что в детстве на нашей улице я была старше всех друзей, всех организовывала, воспитывала, и меня слушались. В играх всегда была или мамой, или учительницей. Помню, пошла в первый класс, и вот возвращаюсь из школы 1 сентября, а все мои младшие подружки на улице гуляют с куклами в колясочках. Как мне хотелось тут же выбежать со своей куклой, но – нельзя, я ведь теперь взрослая, в школу хожу! Так и прошла мимо них с гордо поднятой головой.
- Вот теперь вы совсем взрослая, а в куклы приходится играть до сих пор, причём без всякого опасения, что кто-то посмеётся.
- Да, это точно, не зря говорят, что все мы родом из детства, что заложено там, то обязательно прорастёт. Хорошо, если удаётся сохранить эти всходы и сделать их полезными.
- Сеять разумное, доброе, вечное – это про вас?
- Хотелось бы так думать. По крайней мере, я всеми силами стараюсь это делать.
Нагружать всё больше нас стали почему-то…
- Теперь, кажется, эта строчка из известной песни вполне подходит и детскому саду, причём не только по отношению к детям, но и к сотрудникам. Сеять и взращивать в детях разум и добро сейчас стало труднее, чем лет двадцать пять назад?
- Да, требования в детском саду напрямую зависят от требований в школе. Теперь нельзя отправлять ребёнка в первый класс без навыков чтения и письма, и работы у воспитателей, конечно же, прибавилось. Ничего не поделаешь – время бежит вперёд, а мы за ним. И обязательно нужно успевать, иначе дети сами нас обгонят, а то и убегут неизвестно куда. И вряд ли из этого получится что-то хорошее, если не направлять их, не сеять и не взращивать. Дети девяностых, которые были моими первыми воспитанниками и выпускниками, конечно же, отличались от сегодняшних. Они больше думали, читали, размышляли. Многие из моих выпускников окончили лицей, получили высшее образование. Я не то чтобы слежу за их жизнью, но многое знаю – кто где работает, чем занимается. Очень рада, когда у них всё хорошо. Сегодняшние дети не просто более активные в обычном понимании этого слова – они, говоря современным языком, интерактивные. Их уже трудно заинтересовать вырезанием снежинок или составлением картинок из кубиков. Им компьютер подавай и прочие гаджеты. Страшно сказать: есть такие, кто даже карандаш в руках держать не умеет, зато в планшете или телефоне найдёт что угодно. Я – за современное развитие детей, но категорически против таких перегибов и стараюсь призвать родителей к пониманию и пересмотру своих семейных принципов. Иногда сделать это бывает довольно сложно.
Но по большому счёту существенной разницы в детях тех лет и этих я не вижу. Например, мои нынешние четырёх-, пятилетние ребятишки, можно сказать, рождённые с планшетом в руках, также с удовольствием слушают сказки, радуются, когда получаются фигурки из пластилина или легко запоминается стихотворение. Кстати, это я вижу не только на примере воспитанников, но и на своих родных детях. Между моими сыновьями разница в восемнадцать лет (!). Это очень много, особенно с учётом нашего суперскоростного века. Но в целом, в самом главном разницы между ними практически нет.
- У каждого времени свои дети, а, следовательно, и свои сложности с воспитанием. Что сейчас самое сложное в вашей работе?
- Конкретно с воспитанием сложностей нет, ведь дети меняются не каждый день, они дают нам возможность и время меняться вместе с ними. Поэтому как-то удаётся идти в ногу и с ними, и со временем. А вот за образовательными стандартами угнаться бывает сложнее. Нагружать нас действительно стали очень сильно. С каждым днём требуется всё больше и больше бумаг, документов, планов, отчётов… А это – время, которое можно было бы использовать на благо детей.
- А на своё благо время остаётся?
- С трудом, но стараюсь выкраивать. Я тоже стала более мобильной, за рулём уже семь лет, это здорово помогает ускоряться. Увлекаюсь пением. В «Сказке» всегда был сильный вокальный коллектив. Наш бывший музыкальный руководитель Надежда Евгеньевна умела найти таланты и в детях, и в сотрудниках. Теперь она работает в Центре культуры и искусства – и мы за ней потянулись на более высокую сцену. Встречаемся, репетируем, выступаем. Но даже это моё личное увлечение неразрывно связано с работой, а, значит, с детьми. У меня все ребятишки очень любят выступать, и я считаю это замечательным качеством. А уж когда к делу присоединяются родители, то счастью ребятишек просто нет предела. Они очень гордятся своими мамами-папами, и это тоже очень хорошо. А ещё у меня дом, огород, сад, цветник со всеми вытекающими отсюда последствиями. А также муж, два сына, больная старенькая мама.
- А люди говорят, что вы ещё и профессию парикмахера умудрились получить. Это правда?
- Правда. Очень захотелось научиться этому искусству, и я поступила в наш техникум. Теперь, можно сказать, – дипломированный специалист. В быту пригодилось, да и на работе. Мне всегда очень хотелось дочку, чтобы бантики, кудряшки, причёски, но вот не сложилось. Но мастерство не пропадает – мои детсадовские дочки наперебой просят модные косички заплести, локоны красиво заколоть.
- К новому личному профессиональному празднику как относитесь?
- Хорошо отношусь, даже очень. Это значит, что нашу профессию на более высокую ступень приподняли. Не стоит забывать, что все главные, основные черты характера человека закладываются именно в детстве, и если не наполовину с родителями, то очень большая часть этого зависит от воспитателя.
- А вы никогда не задумывались, почему детское учреждение называется сад?
- Тут и задумываться нечего. Сад – это что? Цветы, плоды, всё то, что нужно сеять, выращивать, лелеять. А главные цветы жизни – это, как известно, наши дети. Вот и ответ. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. Одним словом, мне очень нравится это название, честь и хвала тому, кто его придумал.
А придумала это название, вернее, перенесла его из Германии в Россию некто Софья Люгебиль. В далёком 1863 году, аккурат 27 сентября в Петербурге в крохотном домике на Васильевском острове эта прогрессивная женщина открыла первый в России детский сад. Видимо, именно оттуда повелось, что воспитательницы в детских садах – это непременно женщины, у которых над всеми педагогическими стандартами и доктринами традиционно преобладает желание приласкать и побаловать малышей. Да, видно, и выражение «цветы жизни» тогда было в ходу, раз учреждение для их воспитания назвали сад. Вот только названия «воспитатель» тогда не было – с детьми занимались детские садовницы, что вполне логично. Жаль, что мы потеряли это чудесное и тёплое название – согласитесь, оно здорово подошло бы многим сотрудникам садиков.