04.08.2018 г.
С утра 29 июля, в воскресенье, на площади Корнилова было тихо и безлюдно. Но ближе к 11-ти часам из динамиков, установленных возле памятника, раздались звуки хорошо известной песни:
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река,
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Ипотянулись на площадь люди, самые верные друзья центральной библиотеки, из года в год приходящие сюда в день рождения Бориса Корнилова: преподаватели городских школ, работники культуры, участники клуба «Общение», конечно же, «родниковские» поэты и другие жители города. От Союза писателей приехала Светлана Леонтьева и еще одна гостья – Лариса Бухвалова – поэт из города Павлово. Боясь опоздать на праздник, она встала аж в четыре утра и проделала неблизкий путь. В этот день 111-ой годовщины со дня рождения поэта мы вновь обратили к нему свои взоры, свои слова, свои стихи.
Ты не был королем иль принцем крови,
Но нынче мы, пускай не в юбилей,
Пришли тебя приветствовать, Петрович,
От всей души семеновской своей.
Нам на тебя молиться не пристало,
Тебе молитвы слушать не с руки,
Давай, сойди сегодня с пьедестала
Послушай, что судачат земляки…
Прогуливаясь вольно, беззаботно,
Ты вдруг меня попросишь, может быть,
На каменном посту твоем почетном
Тебя еще б на сутки заменить.
На просьбу ту, слегка пожав плечами,
Сказав, что я тебе не конкурент,
Под утро с солнца первыми лучами
Я подсажу тебя на постамент.
Так, запанибрата, обратился к поэту Борису Корнилову поэт Владимир Пайков. Этими стихами мы начали знакомство с новым сборником семеновских и нижегородских авторов «Продолжение жизни», целиком посвященном славному нашему земляку. Большинство стихотворений было написано к 110-летию со дня рождения Корнилова, которое торжественно отмечалось в Семенове в 2017 году. Но есть в сборнике стихи, написанные ранее и нигде еще не публиковавшиеся.
Название корниловского праздника в этом году я тоже взяла из новой книги. «Не все успел, не все сказал…» - это начало стихотворения Н. Остафийчук. Все стихи бережно хранились в литературной гостиной центральной библиотеки, но только на листах. Идея издать их отдельной книгой пришла в голову очень инициативному «родниковцу» С. Т. Красильникову. Хлопоты и затраты тоже его. Вместе с Савелием Титовичем мы отобрали лучшие стихи, расположили их в определенном порядке, составили предисловие, сделали оглавление. В послесловии С. Красильников написал о своем пути к Корнилову. Прочитав строки поэта «Усталость тихая вечерняя зовет из гула голосов в Нижегородскую губернию и в синь семеновских лесов», тут же подумал, что это написано и про него, потому что он тоже, отработав много лет на Урале в закрытом городке, с радостью вернулся сюда, в Семенов, на малую родину.
А открывается сборник стихами Евгении Корешковой, сразу два подряд и через несколько страниц еще одно, написанное к юбилею. Свои стихи Евгения Витальевна читала сама:
И в час, когда перо в его руке
Спеша наносит на бумаге строки,
Он вдруг припомнит Керженца истоки,
Семенов, что остался вдалеке.
Не бросить Питер: важные дела,
Здесь светский мир, здесь слава и почет.
А где-то вольно Санохта течет,
Он вспомнит мать, и сердце пополам…
Свое стихотворение «Вторые» Владимир Решетников посвятил страшным страницам биографии Корнилова, доносу, по которому поэт был арестован и впоследствии расстрелян. Долгое время имя доносчика было сокрыто за семью печатями. Теперь оно известно.
Завсегда в этой жизни вторые
Лишь за то, что у первых в тени,
Рыли ямы, с усердием рыли,
И толкали в них первых они…
Всех не вспомнить, что верно, то верно:
Имя им – легион бесовской.
Наш Корнилов, конечно же, первый,
Лесючевский, бесспорно, – второй.
Долгое время жила в Семенове Таисья Михайловна – мать поэта Корнилова. Жила тихо и скромно, учила грамоте семеновских ребятишек и все ждала писем от любимого Бореньки, гибель которого была тоже сокрыта за семью печатями. Владимр Пухов живет в Беласовке, где последние годы провела Таисья Михайловна. И с ней, и с сестрой поэта, Александрой Петровной, Владимир Яковлевич был хорошо знаком, неоднократно встречался. Он часто бывает на кладбище, где они обе похоронены. И много делает для благоустройства места захоронения. В своих стихах, обращаясь к матери поэта, он пишет:
Вы же в трудные годы столетья
Не сломались и с честью несли
Сквозь невзгоды и лихолетья
Детям знания – соль земли.
Кроме семеновцев выступили у памятника и гости из Нижнего Новгорода и из Павлово. Светлана Леонтьева прочитала свои стихи и очень хвалила новый сборник. Лариса Бухвалова рассказала о своей работе по пропаганде творчества Бориса Корнилова среди павловчан, подарила библиотеке свою книгу и номер издаваемого в городе красочного журнала, где на двух разворотах сделана подборка стихов Корнилова. И вновь звучали строки из нового сборника. Наталья Остафийчук:
Не все успел, не все сказал,
Не все, что создано – воспето.
И вновь цветы на пьедестал
Июльское приносит лето.
Поставили цветы к памятнику, по давней традиции все вместе сфотографировались. В заключении снова Корнилов:
Мы не сложим такого груза
На прекрасном пути своем –
Мы, поэты всего Союза,
Собираемся и поем.
О горах, уходящих в небо,
О морях молодого хлеба,
Об Украине и Сибири,
О шиповнике над водой,
О стране, самой лучшей в мире,
Самой вечной и молодой!
В этот день нас ждали еще и в историко-художественном музее. В корниловском зале была оформлена книжная выставка «Все тебе, певучее слово», посвященная жизни и творчеству поэта через призму книг о нем известного корниловеда Константина Поздняева. Интересный, познавательный обзор у выставки провела сотрудник музея Любовь Бритова. «Родниковские» поэты не расходились долго. В лит.гостиной библиотеки их ждала традиционная окрошка, за столом вновь звучали стихи, велись горячие споры о поэзии, о жизни.
Так случилось, что счастливый
Летом выдался денек.
Например, Борис Корнилов
К нам забрел на огонек.
Коренастый, узкоглазый
И приветливый такой.
Он зашел и тут же сразу
Вновь нарушил наш покой.
Надежда УЗДЕНЁВА,
Центральная библиотека им. Корнилова
Фото Олега Самедова.