[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений public/2017/09/28/20170928-pastuhov.JPG как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Юрий ХРАМОВ
28.09.2017 г.
В советские времена в деревне Шарпано, которая относится к Тарасихинскому территориальному отделу, жили почти две сотни человек. Семьи насчитывали по семь, восемь и даже девять детей. Была здесь крупная колхозная животноводческая ферма, свинарник, конюшня, даже кур в хозяйстве держали. Ещё имелась большая отара овец. А если бы тогда посчитать колхозное и личное стадо коров, так около четырехсот голов точно бы набралось.
{gallery width=408 height=272 alignment=right}public/2017/09/28/20170928-pastuhov.JPG{/gallery}
Об этих интересных фактах из истории деревни мы узнали от местного жителя Савелия Викторовича Пастухова, у которого недавно побывали в гостях. Живёт он сейчас один – восемь лет назад умерла жена, а детей им, к сожалению, бог не дал. Теперь вся надежда у Савелия Викторовича на племянника – военного в отставке, который раз в год приезжает на недельку из Воронежа навестить своего дядю, да на соцработника Елену Комарову, которая посещает его два раза в неделю.
- Зимой в нашей деревне живут всего три человека, – рассказывает ветеран. – Две женщины – Валентина, Светлана да я. Родился я здесь, отсюда в армию ушёл, сюда же после службы и вернулся. Сразу устроился в местный колхоз имени Фрунзе трактористом. Начинал работать на колёсном тракторе, потом меня послали учиться в школу механизаторов, в Большемурашкинский район. Всех выпускников тогда сразу после окончания в приказном порядке отправили осваивать целинные земли. А меня, поскольку мать жила одна (отец погиб на фронте), оставили работать в нашем колхозе. Школу механизаторов я окончил с отличием, и когда вернулся, мне предложили поработать на гусеничном тракторе, который мы ласково называли «натик». Пахал, культивировал, засевал поля… Много в те годы было работы. А как только наш колхоз объединили с «Дружбой», я стал крутить баранку автомобиля. И здесь дел хватало: возил зерно от комбайнов, сено с полей, ездил в Линду, Дзержинск за удобрениями, привозил из города разные строительные материалы.
В 1964 году Савелий Викторович женился, вместе с супругой прожили они 47 лет. Всегда на подворье держали корову, поросят, кур. Восемь лет назад стал вдовцом. Но он не опустил руки, всё по хозяйству делает сам – картофель, лук, огурцы, капусту в огороде сажает, обед готовит. Есть в деревне большая проблема – летний водопровод имеется, а вот зимой с водой просто беда, её привозит пенсионерам соцработник из Кулагина. А ещё она покупает своим подопечным продукты, лекарства. Она как раз в день нашего визита приехала в деревню.
- Конечно, здесь нелегко живётся, – сетует Елена. – Однажды Савелию Викторовичу плохо стало – давление подскочило. Я позвонила в «скорую», мне ответили, что в эту деревню не проедут. Дорога весной действительно была очень плохая. Пришлось обращаться в сельскую администрацию, из Тарасихи на «уазике» приехала врач, которая сделала укол, привезла таблетки. Так вот, можно сказать, и спасли человека. Я тогда очень переживала за него.
- Спасибо большое Елене, – снова вступает в разговор сельский пенсионер, – Без неё совсем плохо было бы. Но я ещё сам себя обслуживаю. Если свет отключают (а в последнее время это случается регулярно), сам стряпаю еду в печке. Человек ведь ко всему привыкает, даже если света и воды нет.
Когда здоровье позволяет, делаю заготовки на зиму. Банок десять огурцов нынче засолил, пятнадцать банок компота сделал да немного варенья сварил. А посмотрите, какой у меня в этом году лук уродился. Я сам, конечно, всё-то не съедаю, весной раздаю дачникам соленья. А куда деваться – не сидеть же дома сложа руки. К тому же, к нам автолавка не ездит, магазина нет. Продукты Лена привозит, да у почтовых работников кое-что покупаю, когда пенсию привозят. А так – картошка, огурцы, капуста есть, всё своими руками выращиваю.
Летом время быстро пролетает, особенно когда в огороде работаешь, а зимой скучно, пообщаться не с кем. С котом ведь не поговоришь. Рядом вот жила пенсионерка, так год назад умерла. Правда, есть телевизор, радиоприёмник, но всё равно порой бывает трудно. Особенно когда давление подскочит – ничему не рад. Я ведь ещё и инфаркт перенес. Ох, не приведи господь никому такого одиночества.
Правильно в народе говорят: жизнь прожить – не поле прейти. Разве думал, что такой будет моя старость!.. А иногда вспоминаю, как пахал колхозные поля, и такая тоска берёт: на месте тех полей уже перелески появились, заросло всё кругом.
Вот так и живут наши сельские ветераны. Если пригласить в такие поселения иностранных пенсионеров, они, наверное, здесь не выживут. Да и нашим горожанам, которые привыкли к удобствам, комфорту, тоже нелегко было бы.
Что и говорить – несладко жить в дальних деревнях, особенно в зимнее время, когда и дорогу вовремя не почистят, и уличное освещение работает с перебоями. Вот и Савелий Викторович сказал мне, что установили, как он просил, около его дома светильник, а он поработал несколько дней и погас.
Мы не стали говорить никаких высокопарных слов в связи с предстоящим Днём пожилых людей, а просто пожелали ветерану сил и терпения. Пожелали, чтобы отметил он в декабре свой восьмидесятилетний юбилей в добром здравии и хорошем настроении.
Фото автора