Людмила КОРОЛЁВА
16.09.2017 г.
В третье воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник всех работников леса, и к этому дню мы подготовили нашим читателям необычного героя. Николай Павлович Шашков – не лесник в традиционном понимании этого слова, а вовсе даже бывший военный. Молодые годы посвятил службе в железнодорожных восках в Монголии, Хакасии, Красноярском и Алтайском крае.
Он уже 26 лет как на пенсии, и теперь густые семёновские леса для него – самое настоящее рабочее место. Этот человек исходил пешком все окрестности и отлично ориентируется хоть в густом осиннике, хоть в тёмном еловом бору. Знает, где большими плантациями растут земляника, черника и клюква, а где устраивают свои лежанки лоси и кабаны. Практически круглогодично и ежедневно, рано поутру, плотно позавтракав и облачившись в камуфляжный костюм, он садится в свою видавшую виды машину и гонит куда-нибудь в лес, а возвращается уже ближе к вечеру. Летом-то понятно: ягоды-грибы собирать, а вот зимой-то что он там делает?
Николай Павлович – мой добрый сосед, и даже пару раз показывал мне свои любимые земляничные «грядки». Сам-то он за прошедшее лето набрал этих душистых ягод вдосталь и себе, и детям-внукам, да и на продажу ещё много оставалось – в общей сложности он наносил больше ста литров! Кто пробовал собирать в лесу землянику, тот знает, сколько усилий стоит набрать даже одно литровое майонезное ведёрочко: земляника в траве прячется, вокруг комары пищат, сверху солнце жарит, а плотную одежду скидывать нельзя – мелкие кровопийцы сразу же загрызут. А Николай Павлович к этим неудобствам вроде бы как и привык: на голову нахлобучит накомарник, на шею ведёрочко привесит, опускается на колени (потому что «спина-то не казённая»), и – пошёл работать «ягодный комбайн». Так за день от 4-5 до 10-12 литров набирает земляники. Одну кулигу обойдёт – за другую принимается. Пока вторую обирает – на первой снова уж ягоды поспели. И так недели две или три, пока не отойдёт вся земляника.
За чернику Н. П. Шашков лишь недавно принялся – он никогда не торопится, любит брать только спелые ягоды. Сейчас уж черника на болотах листья сбросила, и только ягоды висят гроздьями, словно чёрный виноград. Черники он уже тоже набрал сорок литров, и это ещё не предел. Брусники и грибов почти нет в этом году, зато клюква уродилась, только пока ещё беловатая. Значит, спустя недельку-другую Николай Павлович начнёт заготовку клюквы.
- Вот интересно, обычно ягодники все сплошь женского пола, потому что на такую кропотливую работу только женщины соглашаются. Как так получилось, что вы к этому делу пристрастились?
- С малолетства ещё приучили. Родился я в Безводном, и когда был ещё пацаном, лет шести-семи, жила у нас в деревне баба Катя – сама хромая, но по ягоды каждый день ходила. Соберёт она нас целую ватагу и уведёт на Табашное болото – и мы там по 2-3-литровой баночке ягод набирали. До сих пор на том болоте ягоды растут – я туда и сейчас хожу, но, конечно, не только туда.
И родители нас тогда рано к труду приучали: уже с пятого класса на каникулах не давали отдыхать. Колоски на полях ножницами срезали, кукурузу на силос ногами топтали, а с седьмого класса уже косить доверяли для колхоза и для домашней скотины. Помню: лето, жара, где бы искупаться, а мать не пускает, пока весь огород не польёшь. Зато выросли вроде не бездельниками.
- Охотничать-то тоже с малолетства начали?
- Первое ружьё ИЖ-26 мне купил дядька за 100 рублей. Охотничий билет я получил в 1975 году, а до этого отец меня брал с собой за утками. Сначала я просто в шалаше с ним прятался, а постарше стал – и пострелять мне разрешалось.
Мать расписывала разные приманки-баклажки: на кряковую утку, на чирковую, шильную, трескуна – ведь все они по оперению разные. Раньше почти все деревенские мужики охотились, так что на пруду этих баклажек плавало много. А мы с отцом, пока идём на охоту или на рыбалку, попутно и грибов, ягод насобираем.
- То есть, одно другому не мешает?
- Не мешает, а помогает. И сейчас, пока охотишься и рыбачишь, где-нибудь да новую делянку найдёшь.
- Какой случай вы считаете своей охотничьей удачей?
- В этом году весной дежурил на лесном озере с ружьём, заряженным на утку. И тут, откуда ни возьмись, летит целое стадо гусей – как туча на небе появилась. Пока они на воду опускались, такой шум крыльев стоял! А когда ещё два стада подлетело – аж вода в небольшом озерце поднялась! А у меня в груди дыханье спёрло, стою и не знаю, что мне делать – дробь-то у меня для гусей слабоватая… Но не упускать же такой шанс! Нажал на курок – и двоих сразу зацепил, собака мне их из воды притащила. Жирные были гуси, и мяса в них много, больше чем в зайце!
- А на крупную дичь не охотитесь?
- На кабана не пробовал, а лосей мне вообще как-то жалко. Однажды в лесу наткнулся на петлю из троса: это какой-то … поставил ловушку на лося. Это уже, как я считаю, не охота. Охота – это когда ты со зверем один на один, и – кто кого. А поставить петлю – просто подлое убийство животного.
Лось – это же такой могучий и красивый зверь, жалко его убивать. Однажды я встретил его в лесу очень близко. Сижу себе в лодочке посреди лесного озера, рыбачу. Слышу всплеск где-то рядом – подумал, что это бобёр в воду прыгнул. Оказался не бобёр, а здоровый трёхгодовалый бык с ветвистыми рогами, и он плыл прямо на меня! Ружья с собой не было, только удочка. Замахнулся я на лося веслом и крикнул погромче три раза – так и отогнал. Зверь сменил траекторию движения и неторопливо вышел на другом берегу. Постоял ещё немного, потом скрылся в лесу.
- А как себя нужно правильно себя вести, если идёшь за грибами и случайно встретишься с кабаном или лосем? Убегать во все лопатки или стоять по стойке смирно, прикидываться деревом?
- Летом лоси не очень опасны, а вот осенью, когда у них начинается гон, они становятся агрессивными – тогда берегись! Убегать от него не стоит, хотя бы потому что от него не убежишь. Что делать? Ищи берёзу повыше да полезай! Не умеешь? Ничего, как увидишь перед собой кабана или лося, так сразу научишься. Кабаны тоже могут быть опасны, если у них вывелся молодняк. Увидишь в лесу свинью с поросятами – значит, где-то рядом и секач.
Мужики-лесорубы рассказывали: ехала их бригада по лесной дороге на «шишиге», и тут им путь преградил взрослый кабан. Ему сигналили, а он как встал на тропе, так и не уходит. Оказалось, ждал, пока кабаниха со своим выводком безопасно перейдёт дорогу, и всё это время стоял на страже. Вот что значит настоящий мужик!
- А рыбка как, ловится сейчас?
- Ловится понемногу. На Ветлугу в этом году даже не выбрался, а на Санохте да в своей деревне на небольшой речке щурят на живца штук десяток поймал.
На Керженце рыбачить, честно говоря, даже неохота – один мусор кругом. До чего же народ у нас бескультурный пошёл: пластик, бутылки, обёртки, всё бросают! И это только в последние лет десять-пятнадцать, а раньше такого безобразия не было. В прошлом году, чтобы отдохнуть на берегу Ветлуги, я три часа мусор по берегу собирал и сжигал.
- Если бы каждый приезжающий так делал, то мы победили бы этот мусор!
А у вас, наверное, сейчас начнётся новый охотничий сезон?
- С 15 сентября можно будет начинать ходить с моим верным Рексом за зайцами. В прошлом году я их мало пострелял, троих только добыл. Зато метёлок в одиночку заготовил три тысячи штук. С «Благоустройством города» у нас был договор, и теперь, наверное, моими мётлами подметают улицы Семёнова. И больница их покупала, и православная гимназия. Цена-то за одну метёлку смешная – 13 рублей, но на вырученные за сезон деньги я смог купить мотоблок, который на свою пенсию я бы не купил. Мётлы начал вязать с ноября, когда уж берёза листки сбросила, и так до апреля.
А летом я делаю веники, и они тоже хорошо расходятся: дачники, нижегородцы и просто люди занятые охотно берут для своих бань берёзовые, дубовые и смешанные веники. Казалось бы, что тут сложного, но и в этом деле тоже своя премудрость: надо вовремя срубить ветки, правильно их высушить, чтобы листики держались, не опадали и не пересыхали. За лето примерно тысячу веников навязал.
- Да, заметно, что не зря мать летом огород заставляла поливать – не бездельника вырастила. Другой бы на пенсии телевизор мог спокойно смотреть да на диване лежать, а вы по лесу километры наматываете. Всё-таки это для вас в первую очередь работа или удовольствие?
- Ко мне как-то тут друг армейский в гости приезжал, я его с собой по ягоды взял, так он с непривычки весь изругался. Я, говорит, не лось, чтобы по вашим колдобинам ноги ломать. А лично для меня дома целый день провести – просто катастрофа. Когда ты в лесу нагуляешься и чистым воздухом надышишься – это же такое удовольствие! А километры – да, зимой на лыжах километров по двадцать в день я точно прохожу, но ничего, здоровье позволяет. А здоровье почему? – потому что лес мне его даёт.
Фото автора