Ирина КОЛОБОВА
05.07.2016 г.

6 июля отмечает свой солидный шестидесятилетний юбилей руководитель управления образования администрации Семёновского городского округа Н. Л. СОБОЛЕВ.

Без малого сорок лет Николай Леонидович трудится на плодородной ниве российского (советского) образования, сея разумное, доброе и вечное. Что бы ни говорили о профессии педагога, но она была и остаётся самой благодарной и нужной.

Выпускник Семёновской школы №2 Николай Соболев не сразу понял, что педагогика – это его призвание. После окончания десятилетки он пошёл работать на арматурный завод, где получал профессию токаря. Нельзя сказать точно, но вполне возможно именно благодаря наставничеству мастера, преподававшего ему азы трудовой жизни, парень окончательно и бесповоротно выбрал для себя профессию педагога. После окончания биофака педагогического института Николай Леонидович получил путёвку в жизнь в виде диплома о высшем образовании и распределения в Светловскую школу-интернат, где целый год воспитывал ребятишек из окрестных деревень. В те далёкие годы была такая практика – дети приезжали в интернат на целую неделю, и воспитатели, преподаватели становились для них почти родителями. Для любого педагога это – непревзойдённая школа мастерства. 

Затем была Шалдёжская школа и работа уже непосредственно по специальности – преподаватель географии и биологии. В 1988 году молодому педагогу предлагают ответственную должность – заместителя директора по учебно-воспитательной работе в его родной второй школе. Действительно серьёзное испытание для бывшего выпускника: кроме контроля за учениками и всем учебным процессом нужно быть примером и для коллектива педагогов, среди которых есть твои собственные учителя. Но это испытание Николай Леонидович выдержал с честью, и через год 1 июля 1989 года он становится начальником РОНО Семёновского Райисполкома. С тех пор очень многое изменилось в системе образования, прошло огромное количество оправданных и неоправданных реформ, опытов, поправок, но неизменным остаётся руководитель Семёновского управления образования Н. Л. Соболев. 

Весь свой профессиональный путь в этой ответственной должности Николай Леонидович делит на три этапа. Первый – это начало, когда в голове теснилось огромное количество идей, которые хотелось немедленно воплотить в жизнь. И многое ему удавалось с помощью и поддержкой коллег, всего коллектива. Руководя всей образовательной системой района, Николай Леонидович выкраивает время и для своей любимой преподавательской работы. Можно сказать, что первый профессиональный этап Н. Л. Соболева был удачным, счастливым, но, увы, слишком коротким. На смену ему пришли злопамятные девяностые, ставшие для всех советских, вернее уже постсоветских людей настоящим и очень опасным испытанием.

- Мне этот период жизни даже не хочется вспоминать, – тем не менее вспоминает Николай Леонидович. – Казалось, что мир сошёл с ума, всё перевернулось с ног на голову. А на нашей образовательной системе это отразилось в особенности. Классическая, сложившаяся десятилетиями, отработанная и испытанная до мелочей, она вдруг стала разваливаться на глазах, превращаясь в хаос и анархию. Дело дошло до того, что нечем было платить зарплату учителям и воспитателям, и в ход шло всё – от парфюмерии до продуктов питания. Но главный ужас – это с каждым годом всё более пустеющие школьные классы и детсадовские группы. Иногда казалось, что ничего уже невозможно изменить к лучшему, но какая-то внутренняя уверенность не позволяла зацикливаться на негативе. Эти переломные, очень трудные революционные времена, как это всегда бывало в России, стали для нас своеобразным и достаточно жёстоким тестом. Они, как лакмусовая бумажка, безошибочно выявляли не только способность выживать и приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам, но и то, как человек способен работать в экстремальных условиях. Кто-то в погоне за бешеными деньгами сгорел, кто-то стал миллионером, а кто-то – и таких большинство – просто работали и выполняли свой долг. Я без ложной скромности могу сказать, что нам – управлению образования и администрации в целом – удалось сделать практически невозможное: мы сохранили все здания образовательных учреждений в районе, а ведомственные детские сады взяли на местный бюджет. Как говорится, вовремя спохватились – ещё бы полгодика, и процесс стал бы необратимым. В условиях всеобщей неразберихи, когда большинство районов области, да и сам Нижний Новгород в спешке распродавали убыточные здания детских садов, мы в своих размещали почтовые отделения, ставшие вдруг чрезвычайно востребованными на пике развивающихся товарно-денежных отношений, сельские клубы, библиотеки. Хорошим опытом можно назвать объединение начальной школы и дошкольного образования, когда шестилетки шли в первый класс не в школу, а в детский сад.  Многие родители до сих пор вспоминают этот пример добрым словом, а современные мамы и папы не против бы его повторить. Сейчас кажется, что всё пролетело мгновенно, а ведь это были годы, и годы нелёгкие, но очень интересные. Постепенно заполнялись детьми классы и группы, здания возвращались своим законным владельцам, учителя и воспитатели входили к своим воспитанникам с большей уверенностью в завтрашнем дне, и от этого весь педагогический процесс только выигрывал. 

Третьим этапом своей профессиональной деятельности Николай Леонидович называет последнее десятилетие. Возможно, оно стало более спокойным и стабильным, но не менее плодотворным и интересным. Государство наконец повернулось к системе образования добрым лицом, да и другие отрасли человеческой жизни не остались без внимания. Иначе вряд ли бы так резко и высоко взлетел уровень рождаемости, что, безусловно, является главным показателем благосостояния народа и также основным, если не единственным условием для развития образовательной системы.

- Сейчас работать очень интересно, – признается Николай Леонидович, – потому что видны результаты работы. Образование снова вернуло свой основополагающий статус. Купленные дипломы и фиктивное образование сейчас уже никого не устраивают, а это значит, что есть реальная возможность видеть во всех отраслях хороших специалистов. Наша система стала прозрачной, как стекло, и это очень хорошо. За время практики Единого государственного экзамена мы многого наслышались в его адрес, а я, как педагог, профессионал скажу, что хорошего в этой практике гораздо больше, чем плохого. Ни для кого не секрет, что наши дети имеют совершенно разные уровни развития умственных способностей – это неоспоримый факт. Но мы обязаны давать образование всем без исключения. В нашей современной школе есть все возможности для того, чтобы более слабые ученики тянулись за сильными, и ЕГЭ здесь играет роль не палача, отсекающего все пути к успешному окончанию средней школы, а хорошего стимулятора для получения необходимого багажа знаний. И многие это уже поняли. Слабоватые ученики были, есть и будут, и это нормально. Поэтому ученик и его родители должны вовремя и честно осознать, чего они хотят получить от школы. Если ЕГЭ начинает пугать их почти сразу после окончания начальной школы и к девятому классу хороших результатов в подготовке ребёнок не выявляет, значит, не стоит и рисковать. Не нужно воспринимать старшие классы как возможность отсидеться перед выходом во взрослую жизнь. Лучше после окончания девятого класса поступить в училище и получить хорошую рабочую специальность, что, кстати, и к счастью сейчас стало довольно престижным. Для тех же, кто с самого начала учёбы взял высокую планку и целью своей жизни сделал высшее образование, у нас есть все возможности. 

Одним из самых главных достижений в своей профессиональной деятельности Николай Леонидович считает открытие в нашем городе учебного заведения под названием «Лицей №1».

- Безусловно, приписывать себе полностью эту заслугу я не могу, – продолжает Николай Леонидович, – это замечательный результат общих усилий большого количества людей. Благодаря администрации округа лицей родился как образовательное учреждение, а благодаря работникам отдела образования, педагогам, всем сотрудникам он стал тем, чем стал – прекрасным учебным заведением со своими уже сложившимися традициями, достижениями и огромным неисчерпаемым потенциалом. Но всё же я с гордостью осознаю свою причастность к этому большому делу, оно добавляет мне уверенности в том, что когда-то я правильно выбрал свой жизненный путь, и мне будет что рассказать своим внукам. 

В этом году наш лицей отмечает свой серебряный юбилей. В этом же году он переезжает на новое место жительства. И в этом году распоряжением правительства Нижегородской области Семёновскому лицею №1 присвоено высочайшее имя солнца русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина. Из беседы с Николаем Леонидовичем стало ясно, что эти знаменательные события он считает гораздо более важными, чем собственный юбилей, и говорить о них он может часами.

- Это действительно главная тема всех моих дум, разговоров и дел, – признаётся юбиляр. – С чего бы ни начинался любой разговор, он как-то незаметно сводится к лицею. Присвоение лицею имени Пушкина – это событие, которое невозможно переоценить. С самого основания наш лицей жил и развивался под благотворным влиянием пушкинского духа, и вот в год серебряного юбилея, на следующий день после дня рождения поэта – 7 июня – он получает долгожданное и заслуженное имя. Но это не просто награда и признание заслуг, это ещё и ежеминутная ответственность и обязанность не уронить высокое звание. А для этого у лицея есть все возможности. Сейчас, накануне великого переезда, главное в суматохе и суете не забыть в старых стенах дух нашего лицея, не потерять его и не упустить. Если нам это удастся, значит, всё будет хорошо.

Среди заслуг, к которым Н. Л. Соболев, так сказать, приложил руку, можно назвать развитие дошкольного образования в округе.

- В этом плане нам тоже есть чем гордиться, – говорит Николай Леонидович. – Главное наше достижение – это то, что каждый ребёнок, достигший к 1 сентября возраста полутора лет, имеет возможность идти в детский сад. Рождаемость к великому счастью продолжает расти, и за счёт местного бюджета постоянно увеличивается количество мест в детских садах. В Тарасихе построен прекрасный детский сад. Четыре семейных садика здорово облегчили ситуацию: кроме дополнительных мест для детей, четыре воспитателя получили работу и жильё для своих семей. Руководство округа очень своевременно и точно угадало все плюсы этой программы. 

Николай Леонидович признался, что если и сомневался когда-то в выборе своего жизненного пути, то это было очень давно, и он этого даже не помнит. Сейчас, накануне своего юбилея, он уверен на сто процентов в правильности своего выбора. И это безоговорочно подтверждается тем, что за время нашей беседы он говорил только о работе, ни разу, даже случайно не свернув с темы. Не знаю, как к этому отнесётся его семья – жена и двое взрослых детей, но глаза юбиляра потеплели лишь при упоминании любимого внука. К своему же юбилею отношение у Николая Леонидовича довольно прохладное.

- Я не люблю юбилеи. Хочешь или не хочешь, а они неуклонно говорят о том, что время уходит, а его так жаль. Да и вообще, мне не удалось за всю жизнь почувствовать вкус дня рождения. В детстве в это время всегда были каникулы, в школе даже никто и не знал, когда у меня день рождения, а дома тоже немного уделяли внимания этому факту. В студенческие годы тоже всегда был занят – мы летом постоянно ездили в геологические экспедиции, а там было так интересно, что не до меня. Теперь, когда все стали много внимания уделять вере, в этот день славят Владимирскую Божью Матерь, а не меня. 

День рождения – наверное, действительно грустный праздник, если думать исключительно об уходящем времени, но если взять за основу сам факт рождения человека, то он становится по-настоящему важным и даже великим. И его обязательно нужно праздновать всегда, независимо от возраста. Тем более накануне солидных юбилеев, когда каждый человек уверенно и честно может сказать, на сколько баллов  он сдал свой собственный, личный экзамен, подготовленный самой жизнью.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel