Юрий ХРАМОВ
21.04.2016 г.
По данным статистики, свыше 30 процентов всех населённых пунктов нашей страны составляют те, в которых живёт… не более десяти человек. Что и говорить, вымирают деревни, пустеют.
А мы, приезжая в такие деревушки, всегда удивляемся другому – какие всё-таки душевные люди остались там, особенно это касается ветеранов. Вроде бы, и не знают тебя вовсе, а сразу пригласят в дом, с восторгом расскажут о своих детях, внуках, покажут фотографии. И скромно вспомнят о своей прожитой жизни, которая была ох какой нелегкой.
Вдеревне Елистратиха Ивановского территориального отдела из всех старожилов – одна Татьяна Александровна Заводова. Ей сейчас восемьдесят два года, но она ещё сама справляется со своим хозяйством. Хотя какое там хозяйство – коза да куры. Но ведь в некоторых деревнях молодые люди и этой скотины не держат.
- Живу нормально, – не жалуется Татьяна Александровна. – Раз в неделю приезжает автолавка – хлеб привозит. А за продуктами хожу в Полом. Да, пешком – пока автобуса ждёшь, быстрее ногами дотопаешь. Вода у меня в доме есть, дрова привозят. В прошлом году целый трактор сама расколола, правда, спина потом что-то заболела. Мне даже врачи, которые в Фундриково приезжали, не поверили: как это, мол, женщина в 82 года дрова колола? Но после этого случая мужичков из другой деревни нанимаю.
Раньше мы с мужем корову держали, а как он умер (семь лет уже прошло), корову я продала и купила козочку. Сено ей тоже сама накашиваю – травы здесь много. Летом вот пойду за грибами, ягоды стану собирать. В огороде сажаю картошку, капусту, морковь, лук, огурцы. Неужели я в 82 года буду на диване лежать, а дети на рынок за овощами поедут? Они меня, конечно, поругивают, говорят, зачем так много всего сажаю. А одного понять не могут: мне же так приятно, что я им ещё чем-то помогаю. Пока здоровье есть, буду и козу, и кур держать, и огород сажать. Непривычно, знаете, когда двор пустой, без скотины. К тому же, чувствую: как только заброшу всё, сразу болячки появятся. А так и не замечаешь, как день проходит. Куриц у меня немного – десятка два всего. Недавно трёх лиса утащила, лес-то рядом. Гляжу в окно, а она в зубах мою курочку понесла… Вот ведь рыжая плутовка! Летом дети приезжают, внуки, правнуки, молочко пьют, яички кушают. Дочка уже всё прибрала мне к Пасхе: в доме намыла, постирала. А вообще я своих родственников стараюсь не обременять. Так и говорю: есть время – приезжайте, а нет – занимайтесь своими делами.
А потом разговор у нас зашёл о прежней жизни.
- Сама я родом из Ковернинского района, – рассказала Татьяна Александровна – Отца убили в начале войны, нас у мамы осталось четверо. Помню, как в школе нам сообщили об окончании войны. Так все радовались и плакали – кто от счастья, кто от горя! Ведь у кого-то потом отцы пришли домой, а других, как и у нас – погибли. Сейчас из всей нашей семьи осталась я одна.
С мужем мы познакомилась, когда работала девчонкой в фундриковском цехе. Мы там деревянные ложки расписывали. Поженились, и он меня сюда привёз. Иван всю жизнь в колхозе «Октябрь» шофёром работал, а я – рядовой колхозницей. Пятнадцать лет меня избирали депутатом сельского совета, нас с мужем за добросовестный, многолетний труд наградили медалями «Ветеран труда». Здесь, в Елистратихе, ферма, свинарник были, даже несколько лошадок. Помню, мы на них пахали, камни с полей собирали. Вначале трудно мне было после цеховой работы привыкать к колхозной жизни. Приходилось наравне с мужиками косить траву, засыпать зерно, удобрения в сеялки. Многое пережили, а вот пока, славу Богу, всё в моей жизни нормально. Таблетками особо не увлекаюсь, стараюсь пить настои из трав. В последнее время завариваю шиповник, иван-чай, зверобой. Все травы сама собираю, а ещё по вечерам прогуливаюсь. Вроде бы, и засыпаю лучше.
Одной, конечно, скучно бывает, но что поделаешь! Я уж привыкла, никого не боюсь. У нас в деревне живет ещё одна женщина – Валентина Гришаева, она всего лет десять как сюда переехала. Вот с ней всю зиму вдвоем и кукуем. Летом-то здесь заметно повеселее – народу прибывает, а осенью все снова разъезжаются по квартирам. А мне и тут хорошо. Каждому своё.
Фото Александра ЮРЬЕВА