29.10.2022 г.
Имя Екатерины Доспаловой, заслуженного художника и мастера хохломской росписи, уже давно вошло в историю хохломского промысла, которому она посвятила всю свою творческую деятельность. В октябре этого года Екатерине Николаевне исполнилось бы 90 лет.
Родилась Екатерина Николаевна в 1932 году в Кировской области на станции Разъезд-67 Горьковской железной дороги, в семье железнодорожника. В сороковых годах отца перевели в Семёнов на должность начальника железнодорожной станции, и Доспаловы переезжают сюда всей семьёй. Именно здесь, в Семёнове, в пристанционных ларьках Кате впервые довелось увидеть хохломские изделия. Своим чудесным золотым блеском хохлома заворожила и навсегда поселилась в детском сердечке. В 1947 году юная Екатерина, очарованная хохломой, поступила учиться в профтехшколу, где овладела всеми секретами и приёмами хохломской росписи под руководством талантливого наставника Антона Ермиловича Муравьёва. Он по-отечески заботился об учениках, видел слабые и сильные стороны каждого и всю работу направлял на развитие способностей и укрепление таланта. Екатерина Николаевна вспоминала, что перед окончанием профтехшколы Муравьёв принес ей большую вазу и сказал, что это её дипломная работа, что она обязательно справится, внушил девчонке, что именно её работа будет самой лучшей. Так и вышло. Все последующие годы Доспалова с большим теплом, уважением и благодарностью вспоминала о своём учителе. Она вышла из профтехшколы специалистом самого высокого разряда.
Свою трудовую деятельность Екатерина Николаевна начала в артели «Экспорт» в 1956 году, поступив туда на должность художника росписи по дереву. Многие старожилы отмечали необычный талант у молодой художницы. И в 1964 году в достаточно ещё молодом возрасте (33 года) Екатерине Николаевне предложили стать главным художником фабрики «Хохломская роспись». В этом же году на предприятии была образована экспериментально-творческая лаборатория, в состав которой вошли ведущие специалисты. Возглавила лабораторию талантливая художница, единомышленница и подруга Доспаловой – Нина Петровна Сальникова.
Высокой должности нужно было соответствовать, и Доспалова без отрыва от производства проходила обучение в Семёновском техникуме механической обработки древесины.
Принцип работы нового главного художника скоро усвоили все: талант плюс требовательность. Доспалова положила начало кардинальному обновлению ассортимента хохломских изделий. Старый ассортимент – так называемая мелочёвка: солонки, чайницы, коробочки, розетки, мелкие чашечки – необходимо было заменить. Главный художник вместе с коллегами разработала серию многопредметных наборов для ухи, кваса, салатов, чая, а также интерьерной мебели, при этом соединяя эстетику с бытом. Особенно Екатерина Николаевна радела за преобразования в росписи, выступила против трафаретной, изживающей себя по причине невыразительности, однообразия и упрощённости. Мастерица вводила в роспись вместо привычных композиций укрупнённый живой рисунок, который требовал особой виртуозности и тщательности.
Екатерина Николаевна Доспалова была из тех замечательных русских женщин, о которых и писал Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…» Но при решительном и волевом характере она обладала добросердечием и покладистостью, мягкостью и деликатностью. И это отражалось в её творчестве. Её всегда окружали творческие, одарённые люди. Талантливая художница, она заражала огнём энтузиазма и весь коллектив, прославляя наш край, нашу золотую хохлому. Так, особенно памятной для семёновских мастериц стала выставка, открытая в 1965 году в Строгановской церкви в Нижнем Новгороде. Впервые здесь были представлены новые хохломские изделия. Выставка имела необыкновенный успех, и на фабрику в скором времени поступило множество заказов.
Творчество и деятельность Екатерины Николаевны были отмечены Государственной премией имени И. Е. Репина, лауреатом которой она стала в 1969 году, также ей присвоили и высокое звание Народного художника России. И, безусловно, есть её немалая заслуга в том, что хохломская роспись стала более утончённой и виртуозной. Сама Доспалова любила «травное письмо», она придавала этому виду росписи динамичность, соразмерность и пышность.
Всё чаще мастеров хохломской росписи из Семёнова стали приглашать на выставки за рубеж. Екатерина Николаевна побывала в США, Корее, Югославии, Аргентине, Мексике, Канаде. Доспалова часто вспоминала одну из самых значительных своих заграничных поездок в 1967 году. В течение девяти месяцев ей пришлось работать на всемирной выставке «Экспо-67» в Канаде. «Мир в миниатюре» – так назвали эту выставку журналисты, и это неслучайно: 70 стран открыли свои павильоны в Монреале. И огромным интересом пользовался именно хохломской промысел. Доспалова прямо в павильоне на глазах у посетителей расписывала деревянную посуду. Все дни вокруг неё стояли плотные толпы восхищённых зрителей. Это было время, когда хохлома завоёвывала мир.
С 1970 года Е. Н. Доспалова – член Союза художников СССР, в 1987 избрана членом правления Союза художников РСФСР. В 1982 году талантливая художница получила почётное звание – Заслуженный художник РСФСР, а в 1999-м – Народный художник Российской Федерации. А в 1994 году её присвоено звание «Почётный гражданин Семёновского района».
Екатерины Николаевны не стало 4 февраля 2001 года, но память об её искусстве хранят произведения, созданные талантливыми руками мастерицы. Работы Доспаловой хранятся в Музее народного искусства НИИХП, Нижегородском государственном художественном музее, в нашем музейно-туристическом центре «Золотая хохлома». В честь Екатерины Николаевны в нашем городе названа улица.
Татьяна СЕВАСТЬЯНОВА,
ведущий научный сотрудник МТЦ «Золотая хохлома»
Фото предоставлено автором