Ирина КОЛОБОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
24.09.2022 г.
Выбирая героя для праздничной статьи, посвящённой Дню воспитателя, невольно задаёшься вопросом: «Что же ещё мы не сказали о людях этой профессии, чего ещё мы не знаем о воспитателях?» Казалось бы, обычная профессия, поступай в пед, получай образование, диплом и целую группу подопечных в придачу.
И, вроде бы, всё есть – и знания, и методики, и стандарты, и планы ежедневные пишутся старательно и грамотно. Но чего-то не хватает для того, чтобы чувствовать себя на работе, как дома. Конечно, так бывает в любой профессии, только у воспитателей это сильнее заметно. В этой маленькой стране невозможно притвориться хорошим, здесь тебя быстренько просканируют неподкупным взглядом и раскусят молодыми зубками.
Вот и нашу героиню – Анну Кипяткову, Анну Дмитриевну – её маленькие эксперты раскусили очень быстро. И надо сказать, что и на взгляд, и на вкус, и на все остальные органы чувств она пришлась им ко двору.
А двор у Анны Дмитриевны очень большой – целая группа пятилетних почемучек в детском саду «Сказка».
- Мне кажется, что четыре и пять лет – это лучший возраст, – говорит Анна Дмитриевна, – мне очень комфортно с моими воспитанниками, надеюсь, что и им со мной тоже. Мы можем говорить на одном языке, играть во все игры с одинаковым удовольствием и азартом. Дети всё понимают лучше взрослых, сразу видят – по-настоящему с ними общаются или понарошку. Понарошку они не любят, даже игры принимают как настоящую жизнь. Они ещё не научились скрывать своих чувств, лукавить, изворачиваться, обманывать. У них всё на виду, и это здорово. Жаль, что с возрастом мы теряем эти качества.
Похоже, сама Анна Дмитриевна этих качеств не растеряла, потому и чувствует себя на работе, как дома, как в родной семье, потому и тянутся к ней малыши, как к настоящей маме, а она отдаёт им своё тепло, любовь, все свои знания, как собственным детям. Потому и называют родители и дети группу «Буратино» своей семьёй, в которую всегда хочется возвращаться.
- Я всегда любила детей, даже когда сама была ребёнком, – признаётся Анна Дмитриевна. – В семье я была старшей дочерью, и две младшие сестрёнки были практически на мне. Они младше меня на восемь и двенадцать лет, поэтому я всегда чувствовала себя взрослой и ответственной за них. Родители постоянно на работе – сенокосы, уборочные иногда затягивались не на одни сутки. И вот тогда у нас в доме открывался настоящий детский сад, где заведующей была старенькая бабушка, а я выполняла все остальные обязанности. Девчонки меня даже больше бабушки слушались, и мне это очень нравилось.
Анна – сельская девчонка, хоть и родилась в Уренском районе, но семёновской была всегда, потому что её родное село так и называется – Семёново. В наш город она приехала после школы искать свою профессию, свою судьбу, искать себя.
- Я мечтала стать воспитателем или учителем начальных классов, – вспоминает Анна, – но увлечение рисованием как-то перебило эту мою мечту. Наша учительница так увлекательно рассказывала о хохломе, так умело обучала этому искусству, что я просто загорелась: буду художницей, и точка. И поступила в семёновский художественный лицей №30. Здесь и началась моя настоящая взрослая жизнь, которую я могла посвятить себе, а не моим сёстрам. В лицее я и профессию получила, и мужа нашла – он учился на другом отделении. После окончания год работала в «Хохломе», получила четвёртый разряд художника росписи по дереву. Всё, вроде бы, было хорошо, но чего-то не хватало. Это я только говорю, что зарплата на фабрике не устраивала, а на самом-то деле тут другое – не получалось ходить на работу как на праздник, а очень хотелось. Мы с Володей тогда уже поженились, дочка Алёна родилась, и моя свекровь Нина Васильевна как-то сказала: «Анюта, а может, тебе к нам в садик на работу пойти?» И я даже повеселела как будто, когда представила себя в окружении ребятишек. Свой домашний детский сад вспомнила, в котором я сестрёнок воспитывала, вспомнила, как чувствовала себя в такой обстановке, как мне было хорошо и комфортно. И решила, что из декрета пойду проситься на работу в садик. К счастью, в «Сказке» была вакансия помощника воспитателя, и меня взяли. Да так и работаю вот уже восемнадцать лет. Наша заведующая Галина Леонидовна предложила пройти переподготовку, я отучилась и стала воспитателем. Кажется, это и есть моё призвание, я даже уверена в этом, потому что больше никем себя даже представить не могу.
Пожалуй, это главный аргумент в пользу того, что профессия выбрана правильно, а есть ещё и множество других, подтверждающих истину. Нашей героине в начале октября исполнится ещё только сорок лет, а её имя практически стало нарицательным в маленькой стране детства. Когда родители узнают, что их чадо попадает в группу к Анне Дмитриевне, то обязательно похвастаются, как им повезло. А уж детям-то как повезло, ведь они с Анной Дмитриевной настоящие друзья.
- Они такие интересные, любопытные, – улыбается Анна, – всегда надо быть начеку, знать ответы на все вопросы. А вопросы-то иногда такие бывают, что трудновато приходится. За восемнадцать лет моей работы многое изменилось – дети стали умнее, что ли, более развитые, технический прогресс даром не проходит. Конечно, в главном они остались прежними – такие же открытые, любопытные, весёлые, но дополнительных черт приобрели немало. Но у нас правила строгие: пришёл в детский сад – забудь все гаджеты. Кто-то сопротивляется, плачет, капризничает, тогда приходится пускать в ход все уловки: то куклу собственноручно связанную из-за спины достану, вместе с другими ребятишками покажем новенькому спектакль, то в лото пригласим сыграть. И вот уже и слёзы высохли, и телефон забыт, вливается ребёнок в общую игру, принимает правила и становится участником нашей команды. Конечно, вечером, когда родители приходят, телефон снова вспоминается, и бахвалятся друг перед другом, у кого лучше. Но целый день полноценных игр, во время которых дети учатся, зря не проходит.
Вот так и играет Анна Дмитриевна всю свою жизнь – и детей развивает, и сама постоянно развивается. И, что самое удивительное, ей это не надоедает.
- Не надоедает, – подтверждает Анна, – я действительно сама развиваюсь вместе со своими воспитанниками. Ну и что с того, что они маленькие, они многому могут научить. Они вообще не считают себя детьми, в этом возрасте им нравится копировать взрослых, а мы просто обязаны делать всё, чтобы им не пришлось копировать плохое.
По обывательским меркам настоящим воспитателем может считаться лишь тот, кто ведёт группу от начала до самого выпуска. За восемнадцать лет работы, а вернее, жизни в детском саду у Анны Дмитриевны был один такой полноценный выпуск. Теперь эти ребята уже учатся в седьмом классе. Конечно, она запомнила каждого из них на всю жизнь, а они при встрече бегут обниматься, и тогда начинается самая интересная игра: «А помните?». «А помните, Анна Дмитриевна, какое я вам пирожное испёк и на чай пригласил, а вы ели, будто оно настоящее?». «А помните, Анна Дмитриевна, как я спать не хотела, а вы мне сказку читали? Я потом маму просила, чтобы она точно так же прочитала, с выражением и в лицах, а у неё не получалось». Всё она помнит, и всё это составляет её жизнь. Почему же теперь Анна Дмитриевна не ведёт каждую группу от начала до выпуска?
- Мне кажется, что в этом нет ничего плохого, – считает Анна, – да что там, это правильно, что сейчас позволительно делать выбор. Кто-то с грудничками лучше справляется, кто-то любит ребят к выпуску готовить. Я точно знаю, что больше могу дать именно детям четырёх-пяти лет. Ну, мой это возраст, люблю я его и знаю, как с ним обращаться. С одной стороны жаль, что не веду группу от начала до конца, а с другой – я имею замечательную возможность обновляться каждый год. Вот как приходят новые дети, так я и молодею, меняюсь. К тому же мои воспитанники далеко-то не уходят – например, следующая группа находится практически через стенку, в любой момент могу зайти, узнать, как дела, а они тоже заглядывают, смотрят, как я тут с малышнёй управляюсь, они-то уж взрослые. И когда выпускаются, у меня волнений и слёз не меньше, чем если бы я сама их выпускала.
Есть ещё одно обывательское мнение, что у педагогов частенько собственные дети совсем не воспитаны.
- Тут я не знаю, что сказать, – сомневается Анна, – времени на собственных детей действительно иногда не хватает, но ведь не это главное. Сомневаюсь, что хорошо воспитанные дети – это те, кто практически не выходит из-под контроля родителей. Редко из таких получаются личности, они так и будут жить по указке родителей всю жизнь. У нас в семье по-другому: мы живём дружно, всё делаем вместе. Старшая дочь, как и я когда-то, помогает мне с младшим сынишкой. Вот сейчас Алёна поступила в Мининский университет, приезжает только на выходные, и нам её очень не хватает, особенно Артём скучает. Ну, а уж когда приезжает – у нас настоящий праздник. Мои домашние дети знают всех моих «садиковских» по именам, спрашивают, как там сегодня вёл себя вчерашний капризуля, привык или нет. Я же рассказываю им про работу, да и сами они частенько в группу заглядывают. Короче говоря, я не делю детей на своих и чужих, у меня в обеих семьях порядки одинаковые – и требования, и поощрения, и игры, и отношения. Может, поэтому мне и не надоедает?
Я, честное слово, не очень понимаю родителей, которые постоянно твердят, что им некогда детей воспитывать. Так ведь на это и не нужно особо отведённого времени. Идёте из садика – поговорите о том, что его интересует, ведь детям так многое хочется рассказать, а их частенько не слышат. Готовите ужин – позвольте ему стол накрыть, ведь сегодня мы как раз играли в этикет за столом, где же ещё ребёнок может продемонстрировать полученные знания, как не дома.
И всё же с трудом верится, что такая напряжённая работа, когда вокруг одни вопросы, шум, гам, суета, которая обыкновенному человеку кажется адом, не добавляет отрицательных эмоций.
- Отрицательных эмоций нет, – говорит Анна, а вот усталость, конечно же, есть, и мысли иногда приходят типа «как всё надоело!». Но у нас для этого есть свой психолог. Зайдёшь в уютный кабинет, посидишь, порисуешь, тест какой-нибудь пройдёшь или просто подышишь правильно, и всё как рукой снимет. Нет, мне моя работа не надоедает, я рада, что нашла её, а может, она меня.
Анна Дмитриевна говорит, что в работе её устраивает буквально всё: детей любит, они её тоже, с родителями общий язык всегда находит, с коллегами не спорит и не ругается. Вопрос о карьерном росте она как будто даже и не поняла.
- Я даже не понимаю, что за карьерный рост, – удивляется Анна, – я получила всё, что хотела, всё, что мне было нужно и, что, наверное, было на судьбе написано. Я воспитатель, и большего мне не надо. А язык общий находить со всеми – в этом, наверное, звёзды виноваты, ведь я по знаку зодиака Весы: всех уравновешиваю, не терплю скандалов или выяснения отношений. Мне от этого плохо делается, я даже как будто заболеваю. У нас и в семье так же: ни скандалов, ни ссор, ни разборок. Конечно, бывает, что дома устаёшь, тогда могу с книжкой полежать, почитать любимые романы – домашние не тревожат. А то так опять к психологу схожу – к подружке своей. Посидим, поболтаем, выскажем друг другу всё, что на душе, и сразу легче становится.