Вадим ГРИНЕНКО
10.08.2022 г.
В настоящее время всё более широко используются новые формы и методы взаимодействия с семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
Для обучения этим методикам различные благотворительные фонды создают множество проектов, одним из которых стала «Академия наставничества». Финал проекта прошёл 25 июля, а победителем его стала наша землячка Мария Ивановна РУМЯНЦЕВА.
Мария Ивановна – педагог по призванию и, судя по всему, состоянию души. С 2006 года она работает в школе №4, последние четыре года занимает должность заместителя директора по воспитательной работе. В ноябре прошлого года школа стала участником проекта «Академия наставничества».
- В 2021-м нашему городскому округу представилась возможность участвовать в региональном проекте «Академия наставничества», который поддерживает семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, – рассказывает Мария Ивановна. – Этот проект организовал благотворительный фонд «Жизнь без границ», возглавляемый Мариной Александровной Ефимовой. Для участия в проекте были отобраны четыре муниципалитета: Бор, Чкаловск, Богородск и Семёнов. От нашего округа в этот проект попали две школы – №3 и №4.
Проект включал в себя большие объёмы информации и множество инноваций. Для участников был организован ряд форумов, семинаров и экскурсий, на которых демонстрировались методы работы с семьями.
- Сначала мы были настроены довольно скептически, так как не раз видели множество инициатив и проектов, так сказать, для галочки. Потом же просто испугались, когда ознакомились с невероятно огромными объёмами информации, учитывая предъявляемые требования. Но стоило только окунуться в этот проект, как мы поняли, что он просто шикарен. Вокруг фонда собрались профессионалы высшего уровня. Нам представилась возможность работать со специалистами из Питера и Кирова.
Позже была экскурсия в центр наставничества «#Хулигандом».
- Подобного формата и технологий работы с подростками в сложной жизненной ситуации я никогда раньше не видела. Это тёплое принимающее пространство, в котором подросток может проводить время. Здесь есть инклюзивный театр, мастер-классы, на которые можно заранее записаться. Два раза в неделю устраиваются походы. Можно походить на всё и выбрать то, что интересно. Есть кухня, где дети могут поесть, интроверт-комната для уединения, место для подготовки к урокам.
Здесь можно даже остаться ночевать подростку, если тот, к примеру, поссорился с родителями и больше некуда пойти.
- Мне повезло, что я смогла собрать команду, которая у нас, конечно, сложилась не сразу, – продолжает рассказ Мария Ивановна. – Мы её меняли раза три. И на выходе она получилась небольшая. Члены её – представители разных сфер, разных структур, которые действительно болеют за своё дело. Скорее всего, это и дало такой результат. К нам подключились представители социальной защиты, центра молодёжи, центра детского творчества и непосредственно педагоги нашей школы. По итогам все три заявленные нами семьи сняты с учёта, никаких проблем с алкоголем или долгами, которые были ранее, уже нет. А дети из этих семей в свою очередь стали участниками и призёрами не только школьных, но и городских мероприятий и конкурсов. В одном из них, который назывался «Хулиган-фест», мы даже заняли первое место, победив во всех номинациях. Но самым главным нашим достижением было то, что один из тех, кого мы наставляли, перешёл в разряд наставников, чем мы очень гордимся.
Работая над проектом, Мария Ивановна с коллегами определили главные вещи, которые нужно знать в деле работы с семьями.
- Первое, что мы поняли: плохих семей нет, в каждой нужно найти то золотое зёрнышко, то хорошее, что можно взрастить, развить и сделать на этом акцент. Раньше мы не знали, как это делать. Оказывается, это не так сложно. Понимание, зачем и для кого мы это делаем, многое значит.
По результатам участия в проекте Мария Ивановня получила приглашение на региональный конкурс наставничества, который проходил в четырёх номинациях. Оценивали конкурс министр образования Российской Федерации и уполномоченный по правам ребёнка.
- Я решила принять участие в двух номинациях из четырёх. В первой номинации ребёнок сам должен был сделать отзыв о работе своего наставника. А во-второй уже я как наставник в творческой форме представляла свою работу, в которой говорила о результатах деятельности за год участия в этом проекте. И получилось так, что 25 июля нас пригласили в Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО) на форум «В фокусе – семья», который был итоговым мероприятием проекта. И здесь с большой сцены, меня объявили победителем в этих номинациях среди ста участников по всей Нижегородской области, чего я, честно говоря, совершенно не ожидала.
Люди, которые работали и работают с Марией Ивановной Румянцевой, знают, что эта победа полностью заслуженна. Она – тот человек, который отдаёт каждому ребёнку частичку своей души.
- Глядя в глаза этих детей, которые видят в тебе надежду и опору, чувствуешь, что всё, что ты делаешь, не зря, – говорит педагог. Ты всегда должен быть готов протянуть руку помощи тем детям, которые в ней нуждаются.