Ирина КОЛОБОВА
Фото из семейного альбома Ткаченко
09.02.2022 г.
Завтра, 10 февраля, Андрею Ткаченко исполнилось бы 59 лет. Оказывается, сколько безысходности в этом сослагательном наклонении! Сколько в нём безнадёжности, горечи и невозможности хоть что-то изменить.
Всё будет: и снежный февраль, и десятый его день, и 59-й день рождения, только человека уже не будет никогда. Хотя как знать – ведь память способна творить настоящие чудеса. Память и любовь – она-то уж точно не позволит исчезнуть человеку бесследно. Так это или не так? Попробуем разобраться, побеседовав с женой Андрея Андреевича.
- Мне пока ещё трудно говорить об этом и больно, – признаётся Ольга, – но почему-то очень хочется. Кажется, что вот поговорю, вспомню все подробности нашей жизни, и как будто не было того чёрного дня, как будто всё хорошо.
А ведь действительно всё было очень хорошо. Андрей и Ольга Ткаченко всегда были в городе и на виду, и на слуху, и как говорят в народе, на почёте. Колоритная пара, многие даже находили между ними внешнее сходство. А близкие люди были просто уверены, что более похожих и подходящих друг другу людей найти сложно.
- Когда я в первый раз увидела Андрея, а было это в кафе на какой-то вечеринке, сразу заинтересовалась, – вспоминает Ольга, – мне он показался каким-то очень положительным, этаким примерным учеником. Подруга ещё пошутила тогда: «Вечно тебя на отличников тянет. А вот он не тянет на военного, за которых мы с тобой замуж собрались». «Это ты собралась, – ответила я ей тогда, – а я уже говорила, что только за спортсмена выйду».
Как в воду смотрела Оля Теперева, а вернее, не в воду, а в чёрные глаза незнакомца. И вдруг словно щёлкнуло у неё в голове: «Так ведь видела я уже эти глаза!» Только где? Да в третьей школе, на Осеннем балу. Именно тогда она впервые увидела этого отличника, спортсмена, комсомольца и просто красавчика и даже пригласила на танец, а он её ещё и до дома проводил. А теперь он уже совсем взрослый, армию отслужил. Да и она уже вполне самостоятельная барышня – окончила торговый техникум и работала в универмаге, как бы сейчас сказали, продавцом-консультантом. И уже совсем по-другому встретились взглядом две пары чёрных глаз. Но и эта встреча прошла, так сказать, вхолостую, оставив лишь взаимный интерес. А вот третья была судьбоносной. Андрей как спортметодист арматурного завода пришёл в универмаг покупать призы для очередных соревнований.
- Я его сразу узнала, – вспоминает Ольга, – мысль промелькнула, нормально ли выгляжу. Короче, постаралась обслужить по высшему разряду. Потом наши общие знакомые рассказали, что и он немного растерялся и отметил, что очень симпатичный и культурный продавец. Ну, вот и всё. Ровно через год после нашего знакомства, в октябре сыграли свадьбу.
Но это только в сказках дело заканчивается свадьбой, у Ткаченко всё было впереди.
- Про Андрея могу сказать, что он всегда был трудоголиком и, как сейчас говорят, перфекционистом, то есть каждое дело доводил до идеала. Когда поженились, он сразу предупредил, что работа и спорт для него всегда будут на первом месте. Но ни разу в жизни мне не пришлось переживать по этому поводу, да я даже не замечала этого. По большому счёту у него в жизни и нет какой-то там иерархии, всё самое главное всегда на первом месте: и работа, и спорт, и семья, и друзья – все на одной высокой ступени. Мне нравилось, когда идём по городу, а с ним здороваются буквально все. Сначала удивлялась, а потом привыкла. Такого рассказчика, юмориста, как Андрей – поискать. Тысячи анекдотов всегда в запасе, по любому поводу. Душа компании – это про него.
Душой компании Андрей Ткаченко был всегда, с самого детства. Родился он в большой и дружной семье, в которой пять братьев и две сестры. Жили скромно, если не сказать бедно – впрочем, как большинство людей в Семёнове. Маленький домишко на улице Дачной – как говорится, в тесноте, да не в обиде. Спортивные способности начал рано проявлять, поэтому на семейном совете было решено отправить его после пятого класса в спортивный интернат. Домой, конечно, тянуло, однажды даже решил симулировать болезнь, да так натурально играл, что температура по-настоящему поднялась. С тех пор больше так не шутил, понял, что лучше быть в строю, чем болеть. Кстати, и не болел почти никогда. Большая семья, бытовые трудности, которые приходилось преодолевать, спорт, стремление к лучшей жизни, правильные книжки, наказы отца – всё это вместе позволило родиться настоящей личности.
- Семья Андрея и для меня лично много сделала в плане правильного понимания жизни, – вспоминает Ольга. – После свадьбы мы два года жили одной семьёй, и я видела, как Андрей уважает своих родителей, и как они, ничего не навязывая, не внушая, помогают учиться жить. Когда началась перестройка, Андрей очень переживал, что разваливается дело его жизни, ведь под его непосредственным руководством вся спортивная работа на заводе всегда была на первом месте, а турбаза в Быдреевке – одной из лучших. Он никогда не делил свою жизнь на работу и отдых, я даже завидовала ему – так любить свою работу! А сколько радости у нас было, когда нам дали комнату в общежитии – 18 метров отдельного счастья! Девять лет мы в ней прожили.
Но перестройка диктовала свои условия. Пришлось перестраиваться и Андрею Ткаченко. Он понял, что любимый спорт не поможет содержать семью, в которой уже двое детей, надо искать новые пути. И он ушёл в предпринимательство, благо возможностей для этого тогда было предостаточно – только бери и делай.
- Андрею, с одной стороны, было легко вливаться в новое, незнакомое дело, – говорит Ольга, – ведь львиная доля удачи в любом деле – это умение ладить с людьми. А у него с этим никогда не было проблем. Казалось, он умеет находить общий язык с любым человеком, к нему тянулись все: и дети, и взрослые, и даже собаки. Но на другой чаше весов его характера лежало то самое стремление доводить всё до совершенства. Не может он делать плохо. Пришлось и мне подстраиваться. Наверное, никогда не забуду тот запах мыла «Дуру», которое мы мешками возили практически на своём горбу из Москвы, а потом продавали в самом первом своём магазинчике. Он мне только спустя много лет рассказал, что им с напарником пришлось пережить, когда они ездили за товаром. И останавливали их, и деньги отбирали, и оружием угрожали. Но потихоньку мы раскручивались, на походы и отдых времени уже не хватало, но 1 мая – это святое, его мы никогда не пропускали. Всей семьёй с друзьями на байдарках сплавлялись по Керженцу от Беласовки до Хахал, на Светлояр с палатками часто ездили.
Бизнес много времени стал отнимать, зато появилась возможность поездить по миру. И мы ездили. И там Андрей не переставал меня удивлять – с ним, кажется, и на Луне было бы не страшно, он к любому человеку мог запросто подойти и даже без знания языка не только познакомиться, но и подружиться.
Да, не зря говорят, что если ты хорошо поработал на свой бизнес, потратил время, деньги, нервы, здоровье, то он отблагодарит сторицей. И у Андрея Ткаченко появилась возможность уделить побольше времени своему любимому спорту.
- В принципе он его никогда и не бросал, – говорит Ольга, – можно сказать, что спорт для него – это образ жизни. Лыжи, футбол, баскетбол, волейбол, теннис. А кроме этого – постоянная закалка: на лыжах он с удовольствием катался, по снегу босиком ходил, ледяной водой обливался. И всё это не на спор, а потому что организм требовал.
А потом появился дартс, и мой Андрей по-настоящему им заболел. Со своим другом Сашей Надёжкиным, таким же энтузиастом, они вместе раскручивали этот спорт в нашем Семёнове. И так раскрутили, что именно сюда, в маленький провинциальный городок, съезжались любители и профессионалы этого вида спорта. Я и сама принимала участие в соревнованиях, меня тоже дартс захватил. Уникальный вид спорта, им могут заниматься даже абсолютно не подготовленные люди.
Кстати, Андрей никогда не любил готовиться к соревнованиям, всё время шутил: «Мастерство не пропьёшь» и – занимал первые места, кандидатом в мастера спорта был. Жалел, что мастера не получил. Не успел.
Андрей считал себя счастливым человеком, делал только то, что любит. Вот, например, готовить никогда не любил, он даже яичницу поджарить не мог – обязательно сожжёт. А вот с домом заниматься, в саду что-то придумывать, строить или в гараже порядок наводить – это с удовольствием. По грибы ходить любит, а есть их не любит. Притащим целые корзины и друзьям-родственникам раздаём.
Очень переживал, когда бизнес затрещал по швам – опять перестройка, опять рушится то, во что вложена жизнь. Но со временем не поспоришь, пришлось и с этим мириться. Но рубец на душе остался и болел. Только он никогда об этом не говорил, всё в себе держал.
О болезнях или каких-то недомоганиях у нас вообще никогда разговора не было. Было бы даже странно говорить о болезнях с таким здоровым человеком, как мой муж. Но, видно, душевные раны даром не проходят. В 2018 году у Андрея случился инфаркт. А потом скоропостижно скончался его друг Саша Надёжкин. Вот тут я поняла значение выражения: «лица нет». На моём муже буквально не было лица. Я даже не думала, что мужчины могут так страдать. Он говорил, что теперь ему ничего неинтересно без Саши. А тут и первый тревожный сигнал, который заставил-таки Андрея обратиться к врачу. Но было слишком поздно. Когда озвучили страшный диагноз с цифрой 4, Андрей даже как будто не понял, решил, что четвёртая стадия рака – это не страшно, что самое страшное – первая. Он даже воспрянул немного, всю свою волю в кулак взял. Одиннадцать «химий» прошёл. Летом мы даже в Турцию с ним съездили, а в августе на соревнованиях по дартсу он занял третье место. После двенадцатой химиотерапии ослаб.
А 30 ноября стало видно, что и на Ольге Ткаченко нет лица. Более того, ей казалось, что и жизнь она потеряла тоже.
- Почему-то именно в первый момент, когда я осознала, что Андрея нет, вдруг вспомнила один наш с ним разговор об именах. Я тогда сказала, что нельзя называть детей родительскими именами, обязательно случится несчастье. А ведь он у меня Андрей Андреевич. Зачем я тогда это сказала?..
Потихоньку жизнь входит в колею. Конечно, нужно время, чтобы привыкнуть к этой новой жизни без него. Но в этом помогут дети и внуки. А пока говорить о своём муже в прошедшем времени у неё не получается, да и её назвать вдовой не поворачивается язык. Значит, не уходит человек бесследно, если его помнят и любят?