Н. УЗДЕНЕВА,
зав. сектором отдела искусств Центральной библиотеки имени Б. П. Корнилова
12.03.2016 г.
Не успели стеллажи музея ремёсел освободиться от миниатюрных кабриолетов, как их место заняла новая выставка. Причём расположилась она не только на стеллажах и не только в одной комнате.
В преддверии женского праздника разместились здесь предметы женского рукоделия: вышивка крестиком, гладью. Если мы покопаемся в сундуках наших бабушек или прабабушек, то непременно найдём подобные вещи. Но изделия современных мастериц здесь имеются тоже.
Исстари на Руси занимались рукоделием. Собирались девушки на посиделки в студёные зимние вечера, песни пели, разговоры неторопливые вели, а в руках у каждой – пяльцы, иголки, нитки. С малолетства девочки учились вышивать. А как же иначе? К свадьбе каждая должна приготовить себе приданое: вышитые полотенца, рубашки, сарафаны, скатерти. А когда замуж пойдёт, должна будет одарить всю мужнюю родню эксклюзивом от своих рук.
Есть на выставке и старинные вышивки конца ХIХ века: Алёнушка с козлёночком из русской сказки, изящные барышни в длинных платьях; лихая русская тройка – уже середины века ХХ.
В те времена не было таких наборов для вышивки, как сейчас, мастерицам нужно было и нитки по рисунку подбирать, и крестики высчитывать.
Много современных работ представили наши семёновские умелицы. В комнате даже как-то посветлело и посвежело, возникло ощущение весны, праздника. А буйную цветущую майскую сирень работы Н. Лариной хотелось даже понюхать. Чего только не навышивала Надежда Фёдоровна: красные маки, белые ромашки, синие васильки, спелые вишни, смородина, крыжовник… А к «Зимнему пейзажу» вообще было не протолкнуться – посетители толпились и пристально вглядывались: действительно ли вышивка?
Да! Выставка только что открылась, и уже были первые гости, и уже директор музея Т.И. Стерденко очаровала их интереснейшим рассказом об истории мастерства.
Много работ представила И. А. Ким (Щербинина). Живёт она, правда, не здесь, а на севере страны, но через родственников передала свои вышитые картины, а одну даже музею подарила. Ирина Анатольевна по профессии учитель музыки, у неё два сына-школьника, хлопот по дому достаточно, но вот уложит всех вечером спать и до глубокой ночи сидит с иголкой над пяльцами. Её «Лисёнок» как живой, «Подсолнухи» хочется потрогать, а «Детская любовь» светла и трогательна. На изнанке её вышивок мы не найдём ни одного узелка – всё чисто, всё аккуратно.
Я нашла здесь и работу С. Т. Юзиковой. Всю жизнь проработала эта тихая женщина в детском комбинате «Малышок» воспитателем. Её уже не стало, а творение рук осталось. Вышивку принесла её дочь Н. Сироткина, а заодно – и свои работы.
Вы уверены, дорогие читатели, что вышивка – только женское занятие? Заблуждаетесь! Мужчины тоже могут вышивать крестиком. И пример тому – «Анютины глазки», «Закат за деревенской околицей» и незабвенный «Владимир Ильич» В.Ф. Кожина. Валерий Фёдорович по профессии был (к сожалению, мастера уже нет) фрезеровщиком на заводе, но тонкая иголка из его рук тоже не выпадала.
На выставке не только картины. Есть рубашки, сорочки, домашние сарафаны, украшенные вышивкой по горловине, подолу, рукавам. Вышивка на Руси издавна считалась ещё и оберегом от злых духов и тёмных сил, поэтому был у неё особый язык – а это целая наука, о которой на одном занятии не расскажешь.
Нарядное платье на манекене я заметила ещё накануне открытия. Сшито оно в стиле 40-х годов прошлого века, ткань совсем простая, неяркая. Но широкий пояс, пышные рукава, длинный подол расшиты затейливым узором – и просто глаз не оторвать: так и представляешь себе благородную даму, утончённую и изысканную.
Дорогие друзья! Вы всё ещё читаете районную газету? Отложите все дела и – бегом в музей, благо он работает и в выходные.