Н. УЗДЕНЕВА,
зав. отделом искусств Центральной библиотеки им. Б. П. Корнилова
07.05.2015 г.
Песням тех военных лет поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
Почти все песни военных лет, звучавшие 24 апреля в читальном зале центральной библиотеки, были написаны в самые первые военные годы. Они писались по-разному: иногда в землянке, иногда темной ночью, иногда совсем случайно в часы краткого отдыха. Маловероятно, что их авторы рассчитывали на всероссийскую популярность и долгую жизнь своих творений. Писали от души, писали от сердца.
Военный корреспондент Константин Симонов, вырвавшись из пекла боев летом 1941 года и получив несколько дней передышки, приводил в порядок фронтовые черновики. И вдруг пришли стихи: неожиданно, «сверх программы».
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Он был тогда влюблен и надеялся, что его девушка, знаменитая в то время актриса, красавица услышит эти строки и будет ждать. Их услышала не только Валентина Серова. Их услышали солдаты и офицеры на фронте, стихи подхватили, и они уже не принадлежали автору. Позже появилась песня, широкого распространения она не получила, но участники вечера в библиотеке ее услышали.
Чуть позже, в ноябре 1941 года, еще один военный корреспондент Алексей Сурков, сидя ночью в землянке на 20-м километре Минского шоссе, писал письмо жене. Он часто писал близким письма в стихах. Вот и в этот раз всего 16 строк.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Сурков и представить тогда не мог, что рождается будущая знаменитая песня. В феврале 1942 года в редакции московской газеты к нему подошел друг – композитор Константин Листов, попросил что-нибудь для песни. Сурков отдал эти 16 строк: вдруг сгодится?
Сгодилось! «Землянка» тут же полетела по фронтам.
После войны в деревне Кашино, где в 1941-м стояла 9-я гвардейская стрелковая дивизия, в которой оказался военный корреспондент Сурков и где писал он свое знаменитое письмо жене, стоит памятник «Землянке»: деревянная доска с вырезанными на ней нотами.
«Танцы до утра» – такое объявление на дверях сельского клуба и история, рассказанная Марку Фрадкину молодым летчиком, вдохновили композитора на написание вальсовой мелодии. Автор слов «Случайного вальса» поэт Евгений Долматовский вспоминал: «Я заметил, что даже после тяжелых боев и смертельной опасности бойцам хочется пожить мирным временем. Стоит воинской колонне остановиться в прифронтовом городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленности. И все это носит грустный и целомудренный характер, а утром расставание, отъезд…»
Стихи были написаны в 1942 году, немного позже появилась песня. И тут же полюбилась.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Народу в зале библиотеки поначалу было не так много: времени 17 часов, люди только заканчивают работу. Но постепенно зал заполнялся, те, кто заглядывали из любопытства, оставались, слушатели стояли в проходе, в дверях, подпевали. Всех завораживали старые военные песни, а уж историю их написания многие услышали впервые здесь, в библиотеке.
На страницах газеты я рассказала только о трех военных песнях, а посетители библиотеки 24 апреля узнали о создании всеми любимой «Катюши» и «Темной ночи», «Дорог» и «Огонька» и многих других. Песни звучали в записи, но это были прекрасные записи, а на экране их сопровождал видеоряд: кадры военных фильмов, хроника Великой Отечественной. Все это замечательно вплела в композицию вечера работник Центральной библиотеки Ю. Дунаева.
Приближается самый главный праздник – 70-летие Великой Победы. С каждым годом все меньше и меньше остается участников кровопролитных боев.
В дни горечи и смятения
Уходит в загробные сны
Великое поколение
Отечественной войны.
Эти люди остаются в памяти близких родных, в военных книгах, в военных песнях.
Время нас, как пулеметом косит.
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы словно в забытьи…
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?