Историко-художественному музею исполнилось 90 лет. За это время главный семёновский «хранитель памяти» прошел большой и славный путь. Животрепещущую историю музея, свято сохраняя традиции, создавало не одно поколение людей.

Они стояли у его истоков, развивали и совершенствовали научную, культурную и просветительскую деятельность. На протяжении десятков лет своим трудом и творчеством каждый сотрудник вносил и вносит свой ощутимый вклад в общее дело – сохранение культурного наследия.

У каждого музея – своя уникальная история: яркая, насыщенная, плодотворная. История нашего музея начинается с 1934 года. Тогда он впервые открыл двери для посетителей. Под музей кустарных художественных промыслов был выделен один из классов уже существовавшей тогда в городе школы художественной обработки дерева (ХОД). Музей оказывал огромную помощь школе и кустарям, а ещё был прекрасным местом демонстрации уникальных образцов наглядных пособий по хохломской росписи, токарному, резному и игрушечному делу. Для нашего края музей стал поистине уникальным явлением. Это был и культурный центр, и образовательная организация, и предприятие по изготовлению, продвижению и сбыту товаров семёновских кустарей.

Главную роль в становлении музея с начала 30-х годов вплоть до середины 1950-х сыграл Георгий Петрович Матвеев. Художник-революционер, резчик, основатель и первый директор школы ХОД, коллекционер и страстный любитель народных промыслов, он немало сделал для того, чтоб музей стал центром духовной жизни района.

Георгий Матвеев родился 4 апреля 1875 года в селе Ульяново Лукояновского уезда Нижегородской губернии. В начале XX века он приезжает в Нижний Новгород, где знакомится с революционно настроенной молодёжью и с известным писателем А. М. Горьким, которому однажды попались на глаза этюды Матвеева. Писатель высоко оценил талант молодого художника и посоветовал Георгию Петровичу взяться за учебу. Но вместо школы живописи Матвеев попадает… в нижегородскую тюрьму – за свои революционные взгляды, откуда его через некоторое время выпустили под надзор полиции. Затем – снова арест и высылка на три года в Архангельскую губернию.
Вернувшись из ссылки, Матвеев отправляется в Петербург, где по рекомендации Горького поступает учиться в художественную мастерскую академика Дмитриева-Кавказского. После трёхлетнего обучения, в 1916 году, молодой художник возвращается в Нижний Новгород. Вскоре ему поступает предложение о создании в Семёнове школы художественной обработки дерева, за что он охотно берётся.

Матвеев посвящает свою жизнь изучению традиций хохломского искусства, ездит по деревням Ковернинского района, собирает зарисовки хохломских мотивов и изделия старых кустарей, и сам, умело сохраняя старые традиции, разрабатывает авторские эскизы художественных орнаментов.
Когда рисунков накопилось много, Георгий Петрович их систематизировал и мечтал издать на их основе альбом. За советом и помощью он обратился к А. М. Горькому. В ответном письме, датированном 1930 годом, Горький напишет: «Очень рад узнать, что Вы, Георгий Петрович, живы и здоровы и заняты интересной работой. Альбом рисунков изделий семеновских кустарей сделан отлично. Мне кажется, издать этот альбом должна «Академия» в серии своих «валютных» изданий». К сожалению, альбом так и не был издан. Но все рисунки Матвеева бережно хранятся в семёновском музее.
Матвеев много лет собирал и хранил в своей квартире выдающиеся по своей оригинальности и художественной ценности изделия местных мастеров хохломской росписи, уникальные игрушки – деревянные и выполненные в технике папье-маше, старинные вещи домашнего обихода местных жителей и изделия школы ХОД. Все собранное он передал музею, это и стало основой первоначальной экспозиции, которая начала формироваться в 1930-1940-е годы.

В 1937 году музей расширил свои площади, переехав в двухэтажное здание, ранее принадлежавшее судье Н. С. Жедринскому, – на улицу, которую впоследствии назовут именем Г. П. Матвеева. И, стоит отметить, находился он по этому адресу вплоть до 1991 года. Музейное собрание регулярно пополнялось изделиями местных кустарей и за счёт даров частных лиц и организаций. В том же 1937-м по запросу Матвеева из Москвы от Всекоппромлессоюза в музей поступила мебель второй половины XIX века, выполненная из ценных пород дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, бронзовыми накладками; старинный фарфор фабрик Кузнецова и Гарднера. Благодаря деятельности художника были собраны и до сих пор бережно хранятся ценные экспонаты, отражающие богатство, красоту, традиции и нравы лесного Заволжья.
За короткий промежуток времени под руководством Георгия Петровича музей оправдал свое назначение базы накопления культурных ценностей, в котором собраны уникальные образцы изделий лучших мастеров художественной резьбы по дереву, хохломских художников, специалистов ложки и игрушки.
На жизненном пути Матвееву часто встречались люди, схожие по интересам, которые так или иначе оказали влияние на его творческую жизнь. В 1950-е годы в Семёнов приехал московский художник Павел Вьюев со своей женой, художником-искусствоведом Вероникой Вишневской и детьми Ильёй и Галиной. Творческая семья поселилась в доме у матери нашего известного поэта Бориса Корнилова – Таисии Михайловны, на улице Учительской. Вероника Вишневская как сотрудник Института художественной промышленности в Москве (НИИХП) с конца 1940-х годов собирала в музеях, в Семёнове и в сёлах нашего района материал по хохломской росписи, писала статьи и книги, работала с мастерами и художниками. Павел Ильич, будучи преподавателем художественно-графического училища, неоднократно привозил на пленэры в Семёнов и окрестные сёла своих студентов. Работал сам, создавая графические и живописные работы – семеновские пейзажи, наброски и эскизы, портреты мастериц хохломской росписи за работой. П. И. Вьюев и В. М. Вишневская подружились с Георгием Петровичем Матвеевым, близко общались, обсуждали, анализировали животрепещущие темы.
Георгий Петрович был поистине прирождённым воспитателем и наставником. Увлечённо и заинтересованно он обучал воспитанников школы ХОД художественной росписи и резьбе по дереву. Одними из его учениц были дочь Павла Ильича Вьюева Галина и Лида Антонова – внучатая племянница Таисии Михайловны Корниловой. Георгий Петрович стал для них любимым учителем. В знак уважения и дружбы Павел Вьюев написал карандашный портрет Георгия Матвеева.

В 1955 году Георгий Петрович ушел на заслуженный отдых, и музей возглавила его ученица, выпускница школы ХОД Антонина Петровна Кузнецова (1908-1993), художник народно-прикладного искусства, член Союза художников России, новатор технологий хохломской окраски – на клеёнке, керамических и облицовочных плитках.
Антонина Петровна училась на хохломском отделении школы художественной обработки дерева. После окончания в 1928 году была направлена в школу инструкторов, где преподавала до 1953 года, вела хохломское отделение детской игрушки. Кузнецова обладала творческим талантом, её произведения могли соперничать с лучшими образцами любых художников. Она в свои работы постоянно вносила нечто новое и смелое, отступала от привычных трафаретов и устаревших форм. Свой орнамент Антонина Петровна обогащала чрезвычайно широко стилизованными птицами. Газеты называли её родоначальницей нового направления. Она прошла хорошую подготовку у старого мастера С. С. Юзикова. Манера её письма отличалась смелостью и тонкостью, динамичностью построения и редкостной красотой цветовой гаммы.
Антонина Петровна, будучи уже профессиональным художником и компетентным педагогом, в 1955 году принимает эстафету руководителя музея из рук своего учителя Г. П. Матвеева. «Зарождался этот музей на моих глазах, ещё в стенах школы. Кроме образцов хохломской росписи, Матвеев собирал все, что, по его мнению, имело ценность. Вместе со своими учениками он ездил по самым глухим уголкам семёновского края в поисках интересных экспонатов…», – вспоминала она.
Самое главное для любого руководителя – это любовь к своему делу, его понимание, что называется, «изнутри», умение чувствовать и создавать особую, неповторимую атмосферу. Такими качествами Антонина Петровна Кузнецова обладала сполна: ответственная, творческая, с ярким талантом лидера. Она сыграла значительную роль в деле пополнения коллекций музейного фонда и пропаганде народных промыслов.

В 1966 году Кузнецову сменила на посту директора музея Людмила Васильевна Болотникова, художница фабрики «Хохломская роспись», а с 1969-го на смену ей пришла Александра Игнатьевна Жукова. Александра Игнатьевна была очень активным краеведом, увлечённым человеком, болеющим за свое дело, за историю родного края. На базе музея создается секция краеведов, и Александра Игнатьевна с увлечением берётся за эту сложную, но интересную работу. Она привлекает энтузиастов – краеведов Н. А. Волкова, П. И. Самодурова, учащихся школ. При А. И. Жуковой фонды музея пополнились новыми предметами быта, одеждой, монетами, сельскохозяйственным инвентарем, изделиями мастеров резьбы по дереву, фотографиями, воспоминаниями и многим другим.

В 1973 году заведующей музея становится Вера Дмитриевна Осьмушникова. Под её руководством большое внимание уделялось выставочной, научной, собирательской работе, хозяйственной деятельности, были разработаны тексты экскурсий, приобретены лучшие работы мастеров народных художественных промыслов. Вера Дмитриевна всегда говорила так: «Работа – это моя жизнь. Без неё я себя не представляю».

Из воспоминаний зав. филиалом Семеновского музея художественных промыслов Веры Дмитриевны: «Семёновские ребятишки очень часто приходили в музей. Билет тогда стоил три копейки, а полученное удовольствие нельзя было сравнить даже с мороженым. От витрин со старинными монетами их просто невозможно было оторвать. Как завороженные, дети рассматривали театральных кукол, а взрослых больше интересовала резьба и хохломская роспись».
В 1980 году на общественных началах в городе создаётся второй музей – историко-литературный. Его официальное открытие состоялось 29 июля 1982 года – в день празднования 75-летия со дня рождения Б. П. Корнилова. Музейные экспозиции расположились в старинной усадьбе купца-старообрядца П. П. Шарыгина на улице А. А. Ванеева. Этот музей возглавила инициативная Нина Ивановна Денисова. Затем её сменили в разные годы Любовь Ивановна Козлова, Светлана Викторовна Баталова, Мария Ивановна Карпова. Мария Ивановна проработала в должности заведующей музеем с 1987 по 1991 год. При них по крупицам собирался материал для литературной экспозиции, посвящённой жизни и творчеству поэта-земляка Б. П. Корнилова. Со временем фонды музея пополнились материалами о другом семёновском поэте А. А. Гордееве и писателе-сказочнике С. В. Афоньшине.

В 1991 году произошло важное событие – объединение музея кустарных художественных промыслов и историко-литературного музея. Появляется единый Семёновский государственный краеведческий музей. А в 1994-м из-за многопрофильности музея, состоявшего из трёх отделов – художественных промыслов, исторического и литературного, он получает новое название – историко-художественный музей. Директором укрупнённого культурного учреждения становится Екатерина Ананьевна Бирюкова, историк по образованию, истинный краевед по призванию.
Екатерина Ананьевна окончила Горьковский университет имени Н. И. Лобачевского, историко-филологический факультет. Под её руководством музей стал работать по трём указанным направлениям. Она много времени уделяла изучению истории города Семёнова, благодаря чему был собран богатый материал.

Занятие краеведением для Екатерины Ананьевны – дело жизни. Любовь к истории вылилась в написании ряда книг: в 2015 году вышел в свет «Уездный город Семенов» – о прошлом города, о родословных семеновских династий; в 2017-м – «Богородице-Владимирская церковь» – книга, посвящённая истории храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Светлое; в 2019 году – «Купцы Носовы» – о жизни известной купеческой семьи. Стоит отметить, что Е. А. Бирюкова – лауреат премии им. Б. Корнилова городского округа и независимой литературной премии «На встречу дня!» (Санкт-Петербург).

В 1996 году на смену Екатерине Ананьевне пришла Татьяна Парфёновна Скобелева – молодой, энергичный, активный директор. Она окончила Нижегородский государственный университет им. Лобачевского по специальности «культурология». Под её руководством музей продолжил научную, выставочную и просветительскую деятельность. Она всегда была, да и сейчас остаётся генератором идей по дальнейшему развитию музейной деятельности. Через десять лет Татьяна Парфёновна станет заведующей отделом культуры администрации. Под её руководством в нашем городском округе начала широко развиваться индустрия туризма, увеличился поток туристов, были разработаны новые экскурсионные маршруты и реализованы многие социальные проекты.

С 2006 года музей возглавляет Оксана Юрьевна Цветкова – высококвалифицированный специалист, грамотный руководитель, беззаветно любящий свою профессию. Высшее образование получила в 1994 году, окончив НГПУ им. М. Горького. С 1995 года работает в сфере культуры. Вначале занимала должность заведующей сектором районного организационно-методического центра отдела культуры, затем трудилась в ДК и методической службе Централизованной библиотечной системы, и в 2006-м возглавила историко-художественный музей.
Эффективное руководство Оксаны Юрьевны позволило ещё более улучшить работу по сохранению и развитию традиционных народных промыслов и культуры семёновского края. Многое сделано за годы ее работы: усовершенствованы приоритетные направления музейной деятельности, внедрена в работу Пушкинская карта, реализованы многие социокультурные, творческие, культурно-познавательные проекты. Под руководством и при личном участии Оксаны Юрьевны создавались музейно-туристический центр «Золотая хохлома», музей народного быта «Дом Семёна-ложкаря». Более семи лет под её руководством работает музей народных ремесел, основанный коллекционером Т. И. Стерденко ранее как частное учреждение.
В музее улучшилась материально-техническая база, появилось современное интерактивное экспозиционно-выставочное оборудование – сенсорные информационные киоски, ЖК-панели, системы виртуальной реальности и прочее.

В настоящее время историко-художественный музей – это крупное муниципальное бюджетное учреждение культуры, которое продолжает развиваться, смело шагает в ногу со временем, внедряя современные технологии, способствуя повышению привлекательности. Здесь ведётся широкая исследовательская, выставочная, массовая, просветительская, методическая и фондовая работы.
За 90 лет своего существования в музее сформировалось богатое, обладающее художественной, научной и исторической ценностью собрание декоративно-прикладного и народного искусства. Общий объём основного фонда на начало 2023 года составляет 27832 единицы хранения.
Посещаемость музея постоянно растёт, и в прошлом году составила 97 945 человек.

Музей стал визитной карточкой нашего городского округа благодаря высочайшему профессионализму коллектива и руководителей, чьи бережное отношение к истории и верность традициям передается из поколения в поколение.

К 90-летнему юбилею историко-художественного музея открыта выставка «Без десяти век». Приглашаем всех желающих прикоснуться к истории развития главной достопримечательности Семёнова и всей Нижегородской области. Выставка будет работать до 30 сентября 2024. Ждём вас по адресу: г. Семёнов, ул. Ванеева, д. 5. Телефон 8(83162) 5-27-61.

Е. КОНАНОВА,
главный научный сотрудник историко-художественного музея
Снимки предоставлены автором


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel