Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
20.03.2024 г.
В 2011 году в Балахне открылась художественная школа-студия для взрослых под руководством Николая Васильевича Короткова. В ней занимаются люди самых разных профессий и возрастов – до 80 лет.
Как и полагается художникам, выезжают на пленэр – бывают на нашем любимом Керженце и красавице Узоле, повышают своё художественное мастерство, участвуют в выставках.
Больше полувека Николай Васильевич Коротков преподаёт живопись. Сложно подсчитать, сколько художников он вырастил за это время, скольким вселил веру в свои способности и талант.
Одиннадцать его художников приняли участие в выставке «Вдохновение» в Семёнове. Места, изображённые на многих картинах, узнаваемы. Река Керженец в лучах осеннего закатного солнца, площадь Минина в Нижнем, освещённая яркими вечерними огнями…
Открытие выставки сопровождалось художественными номерами творческих коллективов ЦКИ. Ведущая мероприятия Надежда Андреевна Узденёва призывала присутствующих вспомнить своё детство.
Много талантливых людей собралось в зале. Это преподаватели и учащиеся художественной школы, участники литературного объединения «Родники», люди, любящие искусство. Надежда Лучицкая читала свои стихи, посвящённые таким людям: «Все творцы для меня – люди штучные, им прощаю любые грехи».
Творческий руководитель ЦКИ Марина Парфёновна Шабурова отметила, что, когда выставочный зал наполняется картинами местных авторов, – это вдвойне приятно.
- Когда смотришь полотна выдающихся художников, пейзажистов, их картины порой так не проникают в душу, как работы непрофессиональных живописцев, – поделилась она своими впечатлениями. – Сегодня здесь, в «Гармонии» собрались микробиологи и юристы, врачи и конструкторы, которые в определённое время взяли в руки кисти и пришли заниматься в творческую мастерскую Николая Васильевича.
- «Я слышу, соловьи росу клюют», – вспомнила Марина Парфёновна стихотворную строку Владимира Фирсова. – Такое впечатление, что мы сейчас увидели эту картину и краски из капельки росы взяли себе.
«И любимый, и творчество»
После открытия выставки началось самое интересное. Мне удалось пообщаться с балахнинской художницей Ниной Вениаминовной Прокофьевой, которая рассказала не только о том, как она пришла в искусство, но и о том, как встретила свою девичью любовь, которая полностью изменила её жизнь.
- Ещё в студенческие годы я была немного влюблена в Павла, но он был уже женат, – поделилась Нина Вениаминовна. – Я потом тоже вышла замуж, а затем случился развод. И вот однажды мы с подругой пошли в храм, куда привезли мощи Матроны, и я попросила святую, чтобы мы встретились с Павлом. Мне тогда было уже за пятьдесят. Вы не поверите – Павел пришёл ко мне! Мы стали с ним жить одной семьёй, когда мне исполнилось 64. И в этом возрасте я исполнила ещё две мечты: научилась водить автомобиль, а чуть позже – рисовать, поступив в школу-студию Николая Короткова, друга моего Павла.
Нина Вениаминовна всю жизнь проработала инженером-конструктором на заводе в Правдинске, и только на пенсии открыла в себе талант художника. А ещё она делает ёлочные игрушки, шьёт авторские сумки.
На выставке представлены разные работы Нины Вениаминовны, в числе которых – «Ласковое утро». Это одна из самых любимых картин художницы, и она действительно трогает зрителей своей нежностью. Такое впечатление, что в этом уголке природы бывал когда-то каждый.
«Даже родителей не вызвать»
После церемонии открытия выставки зрители ещё долго не расходились, прогуливались вдоль картин, беседовали и даже спорили с художниками. Одна внимательная посетительница подвела Николая Васильевича к картине, на которой изображены цветы во время заката, и задала художнику вопрос: правильно ли падает свет? Она заметила ошибку.
- Вы знаете, это я называю художественным видением автора, – ответил Николай Васильевич. – Мы же не фотографы. Можно немного изменить действительность.
Картина, изображающая вечернюю площадь Минина в Нижнем, влюбила в себя всех посетителей.
- У меня такое впечатление, что я стою на остановке, а все эти вечерние огни, проезжающий транспорт, Спасскую башню Кремля вижу вживую, – сказала одна из посетительниц.
Самая возрастная ученица Николая Васильевича – Елизавета Павловна Носова, которой исполнилось 80. Она к тому же мастер спорта по велогонкам, и на свой возраст не выглядит абсолютно.
Раньше Николай Васильевич преподавал живопись в городецком училище, потом 13 лет работал в детской художественной школе в Балахне.
- Дети меня расстраивали, в основном, отсутствием дисциплины, – признаётся он. – Вот я и решил учить людей взрослых, осмысленно пришедших на учёбу.
На что одна из «воспитанниц» вставила свою реплику:
- Николай Васильевич просто не знает, как нас наказывать: в дневник замечание не напишешь, родителей не вызовешь...
«Остался без «Артека», но творю»
Жизнь другого балахнинского художника Ильи Владимировича Бирюкова напрямую связана с нашим городом – в детстве он жил с родителями в Семёнове, на улице 50 лет Октября. Учился в школе №3, прекрасно помнит старшую пионервожатую Еву Дисановну Беляеву.
- Ева Дисановна тогда заметила меня, хорошо рисующего мальчишку, и рекомендовала для поездки в «Артек». Но что-то не сложилось, и в итоге в лагерь поехал другой парень. Ева Дисановна тогда была очень расстроена. Про меня и говорить не стоит…
А вообще я начал рисовать красками в 4 года. Когда у меня, четырёхлетнего малыша, родился братик, мама усаживала меня за стол, давала в руки кисти, ставила передо мной вазу и говорила: «Давай рисуй». И я рисовал.
Художник подводит меня к своей картине, на которой изображена Тёплая речка, или Теплушка, а если быть точным, то канал гидроэлектростанции в Балахне. Вода здесь не замерзает даже в лютый мороз. А вот – ещё одна его работа, на которой изображён дом в Балахне. Сейчас он остался только на холсте – здание уже снесли.
Илья Владимирович поделился со мной новой творческой задумкой: он хочет нарисовать сцену, как в детстве вместе с друзьями-мальчишками доказывал свою смелость. Рассказывать сюжет заранее не буду, давайте лучше дождёмся, когда картина будет закончена. Надеюсь, в следующий визит балахнинских художников она приедет в числе других картин.
Расставались мы с творцами из балахнинской студии настоящими друзьями. Пусть ещё много-много прекрасных картин рождается в этой мастерской, вызывая восторг и будоража воображение зрителей.