19.04.2023 г.
Семёновский уезд всегда был богат ремесленниками и являлся промысловым. Ведь если мастера-ремесленники производят изделия на продажу, то ремесло превращается в промысел, с помощью которого добывают хлеб. Таким образом Семёновский уезд был одним из крупных центров по изготовлению изделий народных промыслов.
В Нижегородской губернии, в лесных уездах, к таким относился и Семёновский, бытовал лапотный промысел. Изготовление лаптей было налажено для продажи на внешнем рынке. Лапотники Семёновского уезда сбывали свой товар приезжим торговцам из Городца, Пучежа Костромской губерния, с Бора или местным скупщикам.
Умельцев плести лапти было очень много.
«Встаёт лапотник на заре, тотчас принимается за лапоть и без отдыха плетёт его целый день, часов до десяти вечера, а иногда плетёт, плетёт, да так и уснёт с кочедыком в руке».
Плетением лаптей занимались в зимний период с октября до Пасхи.
Лапотный промысел считался мужским, но в Семёновском уезде им занимались всей семьёй: дети, родители, бабушки, дедушки. С восьми лет ребёнок мог начать лапти плести. Благодаря участию всей семьи заработок семёновских кустарей был несколько выше по сравнению с другими местностями. За неделю местные кустари могли изготовить 20-25 пар лаптей и сплести около 100 пучков лыка.
Но не всегда мастер мог заработать на своём промысле. Были случаи и неудачных оборотов. Поэтому, чтобы заработать, нужно было брать количеством изготовленных изделий, тогда и в плюс выйти можно. Лапти были не только товаром, но и предметом меновой торговли.
Стоимость лаптей была низкой, доступной, а сама обувь недолговечной. Поговорка об этом свидетельствует: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести». Мужик летом стаптывал плетёную обувь за четыре дня, а зимой – за десять.
Протёртые лапти в крестьянском хозяйстве не выбрасывали. Когда лапоть изнашивался и в нём становилось неудобно ходить, то можно было на некоторое время его починить – проплести подошву вторично. В крестьянской среде это называлось «подковырнуть». Починкой лаптей пользовались очень бедные крестьяне, которые не всегда могли приобрести себе новую пару лаптей. Помните у Н. А. Некрасова:
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою.
Большого разнообразия инструментов лапотный промысел не требовал. Нужны были кочедык, колодки да острый нож.
Работа лапотных мастеров отличалась аккуратностью и чистотой, по тому, как выполнен лапоть, оценивали мастера. Почти в каждом крестьянском доме умели плести лапти. Это была простая работа, но смекалка в этом деле тоже требовалась.
Разумеется, по качеству лапти не сравнить с сапогами, которые отличались удобством, красотой и прочностью. Сапоги были дорогой обувью, которую не могли себе позволить даже зажиточные крестьяне, а если и приобретали, то носили её только по праздникам. Зачастую можно было услышать выражение «лапотная Россия», которое существовало до начала ХХ века.
На тему лаптей в русском языке существует большое количество фразеологизмов и поговорок: «Дом вести – не лапти плести», «Лапти плетёшь, а концов хоронить не умеешь», «Лапти подковырки не стоят». В русских народных сказках лапоть тоже нашел себе место – например, он стал одним из главных персонажей сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». И другие, «живые» герои сказок носили лапти.
Сейчас лыковые изделия хранятся в фондах музеев, а также в небольшом количестве продаются на ярмарках, но их стоимость не сравнится с прежней. Одну пару лаптей (лыковую или берестяную) можно приобрести по цене от 2000 до 4000 рублей. Опытные мастера лапотного промысла говорят: «Чтобы заработать на лаптях, их нужно продавать от 3000 рублей». Хотя эта работа и считается несложной, мастер тратит целый день на изготовление пары лаптей. Поэтому этот промысел даже у потомственных лапотников стал не основным, а дополнительным заработком.
Подготовила Юлия НИГМАТУЛЛИНА,
ведущий научный сотрудник МБУК «Историко-художественный музей»