24.09.2022 г.
18 сентября в Сормовском парке Нижнего Новгорода прошёл областной слёт юных туристов-спасателей, организованный Нижегородским областным туристским клубом при поддержке Фонда президентских грантов.
Более двухсот участников демонстрировали навыки в технике пешеходного, водного, спелеологического туризма, ориентировании и первой помощи. О том, какие результаты показали учащиеся семёновской школы №4, мы вам расскажем в этой статье.
Туристские слёты как форма проверки навыков туристских групп появились в нашей стране в послевоенные годы. Школьники Москвы и Ленинграда, возглавляемые учителями-фронтовиками, собирались открывать для детско-юношеского туризма новые районы – зимние Хибинские и Ловозерские тундры, север Кольского полуострова, Карельские леса. Вот тут-то и встал перед туристской общественностью вопрос о допуске групп в сложные зимние условия.
В те далёкие годы не хватало лыж, валенок, палаток, печек и просто зимней утеплённой одежды! Какие уж тут лыжные дальние походы? Но поколение победителей не умело сдаваться. Пришла на помощь смекалка – в трудовых коллективах, клубных и школьных мастерских закипела работа! Изготовлялись спальные мешки, невиданные ранее модели печек, складывающиеся в размер книги, лыжные крепления и одежда. Проверялось снаряжение и, конечно, туристские навыки на слётах.
Первый туристский смотр готовности прошёл в 1949 году. С тех давних пор и началась славная традиция туристских слётов.
Чем же отличается слёт от обычных соревнований? Вроде, и спортивная борьба налицо, и препятствия, и места кто-то занимает. А разница в цели мероприятия. Туристы на слёте не соревнуются друг с другом, а показывают уровень туристского мастерства. Задания, конечно же, построены, исходя из реальных ситуаций, которые могут встретиться на маршруте.
Так было и на слёте туристов спасателей. Вроде бы, задания на этапе «Техника водного туризма» предполагали дружную греблю на большой надувной лодке – рафте. Но на самом деле судейская коллегия оценивала, насколько правильно юные туристы подгоняют и используют страховочные жилеты, как спускают рафт на воду, насколько слаженно и безопасно производят посадку на судно. Само маневрирование между надувными буйками показало, готова ли команда к самостоятельному сплаву. Нашу школу №4 представляли две команды. «Юным путешественникам», выступавшим в младшей возрастной группе, управление десятиместным надувным судном далось заметно тяжелее, чем команде «Сокол», соревнующейся в старшем звене.
Водный этап также включал в себя спасательные работы на акватории. Участники должны были подать с берега спасательный конец условному пострадавшему. Специальная плавающая верёвка, упакованная в красный продолговатый мешок с поплавком, носит весёлое название «морковка».
На этапе первой помощи участники должны были изготовить носилки из жердей и альпинистской верёвки, а затем транспортировать «пострадавшего» через «чащобный участок», заботливо возведённый судейской бригадой Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. Дело это, в общем-то нехитрое, но требует изрядной внимательности и сноровки. Тут «Юные путешественники» оказались сильнее «Сокола», несмотря на то, что в команде было трое второклассников.
Вторая часть «медицинского этапа» подразумевала решение ситуационной задачи. Работники МЧС сымитировали ситуацию, в которой могут оказаться ребята не только в походе, но и в обычной жизни – туристы обнаружили «пострадавшего» без сознания! Ребята из «Сокола» оказались одними из лучших в области! Открыли дыхательные пути «пострадавшему» товарищу, определили признаки жизни, ловко осмотрели на наличие повреждений, уложили в стабильное боковое положение и вызвали спасательные службы по телефону 112. Тренировки у А. В. Бурдейного не прошли даром!
Этап техники спелеологического туризма подразумевал демонстрацию навыков подъёма из условной пещеры по верёвке с использованием специального снаряжения. Дело это нелёгкое, но занятия в летних походах и спортивном зале дали о себе знать – десятиметровый отрезок верёвки ребята преодолели меньше чем за две минуты!
На «пешеходном рубеже» требовалось преодолеть верёвочную переправу через условный овраг. Старшие ребята из «Сокола» благодаря спортивной подготовке легко присоединяли себя к переправе и бодро перебирались на другой берег. «Юные путешественники» применили другую тактику: часть семиклассников переправилась на целевой берег, затем оставшиеся на исходном берегу семиклассники помогли второклассникам преодолеть препятствие.
«Спортивный лабиринт» – разновидность соревнований по ориентированию на местности – не вызвал у семёновских туристов удивления. В нашей школе подобные мероприятия не редкость. В течение прошлого учебного года ребята дважды состязались на школьных соревнованиях.
Какие же результаты показали наши земляки на областном туристском слёте? Команды «Юные путешественники» и «Сокол» заняли вторые места соответственно в младшей и старшей группах!
Но, как мы говорили в начале рассказа, слёт – это не обычные соревнования. Юные туристы школы №4 на практике показали готовность к совершению пешеходных и водных походов.
Коллектив школы и родители благодарят Нижегородский областной туристский клуб и Фонд президентских грантов за возможность участия в проекте «Юные туристы-спасатели».
До новых встреч на туристской тропе!
Геннадий СУХОВ,
педагог дополнительного образования школы №4
Снимки предоставлены автором