Ирина КОЛОБОВА
Фото предоставлено ЦКИ
29.04.2023 г.
29 апреля отмечается Всемирный день танца. Без ложной скромности можно сказать, что наш Семёнов вполне заслуживает звания столицы танца. Таким количеством хореографических коллективов, кружков, а главное, таким профессионализмом и творческим подходом может похвастаться не каждый провинциальный город.
Ярким тому подтверждением служит феномен Марианны Коротиной и её «Арабеска». Вот уж кто поистине живёт танцем: как попала к нему в объятия, как закрутила с ним в детстве головокружительный роман, так и не предаёт свою любовь вот уже без малого полвека. Это покажется удивительным всем, кто знает Марианну Николаевну, но с паспортными данными не поспоришь, в июне известный хореограф будет отмечать свой золотой юбилей.
«Мы с моим танцем почти ровесники»
Марианна абсолютно не стесняется своего возраста. Да и чего стесняться, если он – всего лишь паспортные данные. Здесь гордиться надо, что ты оказалась избранной, неподвластной времени, на себе испытавшей магию мифического средства Макропулоса. Значит, действительно велика волшебная сила искусства.
- Я в самом деле не стесняюсь своих лет, – подтверждает Марианна, – и с моим танцем мы почти ровесники, может, лет на десять я его старше. Мне всегда нравилось танцевать, но стать профессионалом даже в голову не приходило. Мне больше музыка нравилась. Ну, как музыка, больше музыканты мне нравились, конкретно наш музыкальный руководитель в садике. Помню, смотрю я на неё и отчаянно завидую: вот бы и мне так – все тебя слушаются, а ты и на пианино играешь, и командуешь всеми. Был грешок, хотела я, чтобы и меня слушались.
Поэтому в музыкальную школу я пошла из садика. Все на тихий час уходят, спать ложатся, а я с нотной папочкой в музыкалку. Мне тоже завидовали. Правда, когда все гулять, а я за пианино, тут уже от зависти ничего не оставалось.
Марианна признаётся, что в детстве стеснялась своего красивого имени – не нравилось ей выделяться и привлекать к себе внимание, потому что к необычному имени всегда какое-нибудь прозвище привяжется.
- Да, привыкла я к своему имени только когда к нему уже отчество полагалось. А так меня обычно Мариной звали. Это мама выбрала такое имя для меня, она – Анна, вот и решила, что пусть в имени дочери будет и её частичка. А вот когда крестили, батюшка очень недоволен был: «Надают детям имён, а они потом страдай», и окрестил меня Клавдией. Так что имён у меня много. Раньше гуляем во дворе, мама кричит из окошка: «Маришка, домой!» – а я как не слышу. «Марина, бегом домой!» – и опять ноль эмоций. «Марианна!!!» – вот тут уже ясно, что шутки плохи, надо бежать.
Марианна жила на улице Заводской, что не удивительно, ведь родители работали на арматурном заводе. Во времена её детства Заводская застраивалась новыми домами, была, можно сказать, чуть ли не элитным кварталом.
- Пришлось нам покочевать по этому элитному жилью, – смеётся Марианна, – из одного общежития в другое, пока, наконец, квартиру не дали. Но всё равно весело было, интересно, все как будто одной семьёй жили. Завод мне казался огромной, потрясающе интересной страной. Мама в профкоме занималась культурно-массовой работой, поэтому мы с сестрой просто обречены были на художественную самодеятельность. В каждом концерте принимали участие, в каждом мероприятии. Не можешь петь – танцуй, не можешь и это – стихи читай. Но мы как-то всё могли, получалось, да и попробуй не получиться – мама научит. Да и папа подскажет, он у нас был известным ударником – в смысле, играл на ударной установке в ансамбле «Серебряные струны». Младшая сестра по его стопам пошла, сама барабаны освоила. Одним словом, музыки в нашей семье хватало. Но в школе я уже наигралась на фортепьяно, хотела бросить музыкалку, да и спорт меня сильно увлёк, во многих видах неплохие результаты выдавала. Но мама и здесь свой характер проявила, не позволила бросить, за что я ей очень благодарна.
Тут и танцы в мою жизнь нагрянули. Устроился на завод Владимир Карпов – устроился простым рабочим, но потом по сарафанному радио быстренько разнеслось, что новенький-то – профессиональный хореограф. А такие кадры просто так пропадать не могут. Мама его быстренько в оборот взяла, да он и сам был не против. Сразу молодёжный танцевальный кружок организовал, ну, и меня, естественно, в него в числе первых записали. Я уже в восьмом училась, так что вполне сошла за молодёжь. Целых полгода прозанималась, а тут и выпускной настал, и надо было выбирать: в девятый идти или профессию искать.
Идеальная формула
Вот здесь пришлось Марианне помучиться выбором: и спорт манил будущей профессией тренера, и мамино культурно-массовое воспитание не отпускало, и начальное музыкальное образование обещало исполнить детскую мечту стать учителем музыки.
- Снова мама мне помогла разобраться с моими метаниями, сказала, что есть идеальный вариант для меня, выраженный простой формулой: спорт + музыка. «А в знаменателе-то что?» – спросила я. «А в знаменателе – хореография», – ответила мама, и с меня будто гора свалилась. Всё сразу стало ясно, просто и легко.
И поступила Марианна в Борский колледж культуры на хореографическое отделение.
- До сих пор удивляюсь, как мне это удалось, – признаётся она, – ведь абсолютно никакой подготовки, кроме полугода занятий в танцевальном кружке. Но было страстное желание. Думаю, меня именно за него и взяли, оно у меня на лице было нарисовано, и физическая форма (спасибо родителям) пришлась кстати. Я быстро влилась и в коллектив, и в танец со всеми его трудностями и прелестями. Буквально через пару месяцев уже заняла центральную палку (так мы называли место возле станка, где тренируются лучшие танцоры).
После училища Марианна стала работать вожатой в школе №2, нарабатывала педагогические навыки. Наработала быстро, поэтому ей предложили вести уроки ритмики – нового предмета в школе, о котором ещё мало кто представление имел. А Марианна знала, что это такое, да так хорошо, что почти сразу же танцевальный коллектив школы, который она создала, буквально загремел.
- Не знаю, загремел или нет, но Надежда Алексеевна Ляшкова (в то время зав. отделом культуры, – авт.) чуть ли не после нашего первого выступления предложила мне параллельно работать в Доме культуры. Я стала набирать молодёжную танцевальную группу. Набралось человек 25, название как-то сразу пришло на ум: «Арабеск». Задач особых мы не ставили, просто хотелось танцевать, радовать себя и других. Хотя была одна цель – мне хотелось сделать что-то такое, чего в городе ещё не было. Коллектив народного танца у нас был прекрасный, а вот эстрады на сцене не было от слова «совсем». На неё и сделали ставку. Знаменитый «Тодес» тогда звучал как нечто новое в российской эстраде, он и стал нашим настоящим учителем – мы росли на нём, развивались, можно сказать, питались его энергетикой. Через три года нам предложили побороться за звание «народного коллектива», а это новый высокий статус.
«Держим спинку, тянем ножку, улыбаемся!»
«Арабеск» с первого своего выступления зазвучал в городе не хуже знаменитого «Тодеса», он был буквально глотком свежего воздуха среди массовой разрухи и неразберихи революционных девяностых. Развивался коллектив, развивался и руководитель-хореограф.
- Интернет стал для меня настоящей школой, – говорит Марианна, – столько нового узнала из различных курсов, мастер-классов, вебинаров, да и до сих пор учусь. Времени, правда, не хватало, трудно было совмещать работу в школе и в ДК. И после одиннадцати лет педагогической практики я решила полностью перейти в культуру.
Но школьный опыт стал для меня настоящей основой. Взрослый коллектив потихоньку распался, я стала собирать детские группы. Сначала шести-семилетние приходили, а теперь уже трёхлеток набираем. Признаюсь, что здесь мне было легче, чем в школе, – в том плане, что это не уроки, на занятия приходят если ещё и не совсем осознанно, но с желанием, а уроки ритмики в школе для многих были просто обязаловкой. Одним словом, я в своей работе как рыба в воде, мне хорошо, я счастлива. И очень хочется, чтобы счастливы были все – и те, кто танцует, и те, для кого танцуют. Вот это и есть моя главная цель и мечта. А о славе, о каких-то невероятных достижениях я почти не думаю, разве что для своих танцоров – им необходима здоровая конкуренция, соревнования, победы, как, впрочем, для всех творческих людей.
Вначале им всем кажется, что они на всю жизнь связали себя с танцем. С одной стороны, это так и есть – с танцем расстаться невозможно. А с другой, когда приходит время выбора, многим бывает нелегко. Я никогда не навязываю им своего мнения, каждый должен выбрать сам для себя. Была у меня одна девочка, талантливая, настоящая артистка. Но и в другом тоже очень талантлива – с золотой медалью окончила лицей. Её мама приходила, просила отговорить дочь от профессионального танца. И как ни было мне приятно, что лучшая ученица решила пойти по моим стопам, я всё же попыталась с ней поговорить, просила всё взвесить и не делать поспешного выбора. Она поступила в высшую школу экономики, причём на бюджет. А там, как на счастье, был хороший танцевальный коллектив, и наша красавица уже едва не полмира объездила с выступлениями.
А вообще, танец – это лучшее, в чём может человек проявить себя. Уверена, что ни один из моих учеников, выпускников уже никогда не сможет тупо сидеть в телефоне, им просто необходимо выплёскивать свою энергию, свои эмоции. Танцоры – это отдельная каста, они всегда выделяются из толпы не только осанкой или походкой, они ведут себя по-другому, более легко, свободно, просто и в то же время красиво. Им легче находить общий язык с людьми, легче учиться, находить хорошую работу и хороших друзей. Можно сказать, что танец, даже не профессиональный, – это бонус для лучшей жизни.
Похоже, Марианна знает, о чём говорит, она получила такой бонус и уверяет, что он помогает ей жить всегда.
- Мне повезло, что моя семья всегда мне помогала или, по крайней мере, не мешала заниматься любимым делом. Без этого мне было бы трудно, никакой бонус бы не помог. Сейчас у меня занимаются человек двести, а это девять групп и ежедневные занятия часов до девяти вечера. Каждый год, когда выпускаю своих артистов в свободный полёт, плачу на отчётном концерте – боюсь, что таких уже не будет никогда. А на следующий год приходят ещё лучше. В общем, у меня двое любимых детей: мой сын и мой коллектив. Сын каждый год меняется, и коллектив тоже, и я меняюсь вместе с ними.
Марианна действительно счастливый человек, она не работает – она живёт танцем.
- Можно, конечно, сказать, что я работаю исключительно из любви к искусству, но когда за это ещё и платят, то совсем хорошо. Наверное, меня бог поцеловал, когда я выбирала профессию. Об одном жалею, что дочки у меня нет. Всё на потом оставляла: вот выпущу этих, потом следующих… Теперь надежда только на внучку.
Вот так и танцует по жизни Марианна Коротина, отсчитывая ритм всех своих действий хореографическими восьмёрками.
- Да, так и есть, – смеётся наша героиня, – эти «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь» постоянно у меня в голове звучат. Иногда боюсь, уж не с ума ли я схожу. Сажаю морковь в грядку, считаю семечки: раз, два, три, до восьми дойду – заново считаю. Да, я ведь огородом увлеклась. Ещё лет десять назад я бы пальцем у виска повертела, если бы мне только предложили такое: где грядки, а где я! Потом решила: ну ладно, петрушку посажу, укропчик. А теперь и огурчики-помидорчики в ход пошли, и даже тыквы. Не фанатею, конечно, но уже нравится. Старею, что ли?
Ну, это вряд ли, старость и Марианна – понятия точно несовместимые. Танец никогда не позволит ей постареть. Да и как это возможно, если снова и снова входишь в танцкласс, и тебя встречают десятки распахнутых глаз, в которых любовь, счастье и ожидание чуда. И снова: «Раз, два, три, четыре... Держим спинку, тянем ножку, улыбаемся!»