Выпускники лицея 1994 года
28.04.2016 г.
В «СВ» за 21 апреля под рубрикой «Личное мнение» был опубликован материал «Престиж и знания». Автор Юрий Храмов коснулся темы конкуренции среди учебных заведений нашего округа. Мы, выпускники лицея, хотим высказать свои соображения на этот счёт.
Нам посчастливилось быть первыми его учениками, так что с полной ответственностью заявляем: лицей – это уникальное учебное заведение, без преувеличения, школа будущего. Сейчас уже сменилось целое поколение, и вот мы уже с радостью направляем в лицей своих детей, потому что знаем, что там дети попадут в добрые руки, будут окружены любовью мудрых наставников.
Сама идея создания в районе лицея изначально предполагала некий отбор, и понятно, что самые слабые ученики туда обычно не стремятся. Вот и получается, что уходят отличники и хорошисты, так называемые «сливки школьного общества». Конечно, добротные знания способных учеников, с которыми они приходят в лицей, – это заслуга их школьных педагогов. Можно понять, с какой неохотой школьные учителя (хоть сельские, хоть городские) расстаются со своими лучшими воспитанниками. Это расставание болезненно, ведь, возможно, при этом школы теряют потенциальных медалистов и победителей олимпиад… Но давайте не будем забывать, что насильно из школ никого не забирают, не увозят, скрутив руки, в «чёрном воронке» – тут всегда действует принцип добровольности.
В то же время даже лицею не всегда хватает «самых сливок» – принимают там и «середнячков». При этом для опытных лицейских учителей уже не чудо увидеть и поистине чудесные результаты своего труда, когда из бывших троечников к выпускному вырастают «стобалльники» по ЕГЭ или в будущем кандидаты каких-нибудь наук.
Нам кажется, что в основе всего негатива – не что иное, как глубоко запрятанная зависть. Только зависть – чувство неконструктивное, и людям интеллигентной профессии педагогов это наверняка известно. Если учитель действительно от Бога, то он искренне любит своих учеников, как родных, и желает им всего только самого лучшего. А если ребёнок талантлив – ему тем более нужно развиваться. Иначе получается, что не школы придуманы для воспитания и обучения учеников, а ученики приходят «работать» на престиж школы.
Другое дело – страх о том, что школу на селе закроют, и страхи эти, увы, обоснованы, потому что такая тенденция прослеживается давно. Только не нужно связывать эти опасения с работой в районе школы для одарённых детей. Для сохранения жизни на селе там в первую очередь нужно создавать рабочие места. Будет работа в деревне – будут оставаться и молодые семьи, сохранятся детсады и школы. А семиклассники смогут сами выбирать: оставаться им в родной деревенской школе или поступать в лицей.