В. ЛЕБЕДЕВ,
р. п. Сухобезводное
12.01.2016 г.
В «СВ» за 26 декабря прошлого года был опубликован материал «Сейчас высажу на 506-м!», в которой рассказывалось о случае в электричке, когда ревизор пригрозила высадить безбилетную пассажирку-первоклассницу на платформе «506-й километр» – по сути, посреди леса. Редакция получила много откликов на эту публикацию, и сегодня мы публикуем один из них, автор которого выразил мысли многих наших читателей.
Статья «Сейчас высажу на 506-м!», опубликованная в конце прошлого года, думаю, не может оставить равнодушным ни одного человека, у которого есть дети. В свое время по роду службы, а теперь волею судьбы мне часто приходится ездить в электропоездах. С откровенностью могу сказать, что повидал всяких конфликтов между пассажирами и ревизорами, но с таким реально никогда не сталкивался. Можно оправдывать действия ревизора как угодно и чем угодно, но оказывать психологическое давление на семилетнего ребёнка просто недопустимо. А ведь эта женщина, наверное, сама является матерью или готовится ею стать. Не факт, что и с её ребёнком точно так же может поступить другой ревизор, и она должна об этом помнить всегда. Всегда нужно оставаться прежде всего человеком, а уж потом должностным лицом, особенно в отношении к детям.
Я прочитал материал, и мне вспомнился случай из далёкого детства. Мы, 7-10-летние пацаны и девчонки, в один из летних дней играли в лапту (к сожалению, эта игра сейчас незаслуженно забыта). Мимо нас проходил почтенного возраста сосед и нёс на плече бензопилу «Дружба», которая была единственная на всю улицу, а может, и не на одну. По-видимому, после очередной распиловки дров сосед был явно навеселе. Остановившись возле нас и сняв с плеча пилу, сосед неудачно пошутил: «Ну, кому тут носы отпилить?» Мы все в страхе разбежались. Придя домой, я ничего не сказал родителям, так как жаловаться в то время считалось как-то нехорошо. Утром сосед наверняка и не вспомнил об этом эпизоде, но после этого я несколько лет обходил его стороной, пока, повзрослев, сам понял, что это была всего лишь неудачная шутка.
В случае с начинающей школьницей тоже не всё так просто. Как отразится на ней инцидент в вагоне? Что значит пригрозить высадить малолетнего ребёнка на безлюдной платформе, практически в лесу? Вдруг она теперь будет бояться ездить в электричках не только одна, но и с сопровождающим, а при появлении ревизора приходить в трепет?
Принимая во внимание аргументы той и другой стороны, хочу сказать, что наше противоречивое законодательство порой способствует созданию таких прецедентов. Руководители государства, не без гордости говоря о достойных пенсиях, средних зарплатах порядка 30 тысяч рублей, о регулярном повышении доходов населения, ни слова не говорят о регулярном росте инфляции и росте цен. Не говорят они и о том, какой процент трудоспособного населения получает средние эти зарплаты. Уверен, что процентов 60-70 работающих до этих сумм далеко не дотягивают и поэтому вынуждены работать на двух, трёх, а то и четырёх работах одновременно, иначе просто не выживешь. Пресловутая оптимизация бюджетных расходов привела к закрытию школ в сельской местности, и поневоле с первых лет обучения школьникам приходится ездить за знаниями в соседнюю деревню или станцию. Может быть, поэтому и случается так, что сопроводить ребёнка в школу оказывается некому. А если вспомнить советское прошлое, которое сейчас всячески пытаются очернить, то тогда были в деревнях малокомплектные школы, где училось с десяток ребятишек, и никуда не надо было ехать. Были у населения действительно средние зарплаты, когда директор предприятия зачастую получал меньше, чем высококвалифицированный рабочий. Такой разницы в доходах, как сейчас, – в десятки, а то и сотни раз, не было.
Говоря о кассирах-ревизорах, которые работают в вагонах электрички, могу сказать, что они тоже поставлены в сложные условия. Чтобы получить гарантированную зарплату и премию, им необходимо выполнить план любыми путями. Более того, их проверяют свои ревизоры, и не приведи Господь, если при проверке вдруг случайно окажется безбилетный пассажир – за это их наказывают деньгами. Отсюда, возможно, и появляются факты некорректности, переходящей в откровенную грубость.
В свою очередь чиновники железнодорожного транспорта неустанно твердят об убыточности и низкой рентабельности электропоездов, которая вынуждает их ежегодно повышать цены на проезд. Я не экономист и поэтому не могу оспаривать эти утверждения. Но со стороны невооруженным глазом видно, сколько на транспорте ревизоров и проверяющих. В билетных кассах работают кассиры – они были всегда. На станциях, на платформах ежедневно стоят полдюжины контролёров – так называемый перронный контроль, мимо которого и муха не пролетит. В вагонах – несколько кассиров-ревизоров, которые продают билеты, своего рода кондукторы, да еще подсаживаются ревизоры, которые их проверяют. Не слишком ли много проверяющих и контролирующих? Электропоезд сопровождают пару человек сотрудников охраны, о которых даже говорить не хочется. Часто не- бритые, неопрятные, непонятно кого охраняют и за что отвечают. В моей практике поездок был такой случай. Глубокой осенью, когда уже стояли легкие морозы, на станции Линда сотрудники охраны на моих глазах буквально вышибли из тамбура слегка подвыпившего мужчину. Тот вылетел на платформу, упал навзничь и остался лежать. Двери вагона закрылись, и электричка отправилась. К счастью, на станции сошло много пассажиров, и я думаю, они в беде его не оставили. Я не мог остаться безучастным и подошел к охранникам, которые совместно с кассирами бурно обсуждали инцидент. На мой вопрос об их функциональных обязанностях и должностных инструкциях они внятно объяснить ничего не могли, но, вроде бы поняли, что поступили неправильно. Я сказал, что они превысили свои полномочия и возможно совершили должностное преступление. Тогда я сам сообщил машинисту о том, что на платформе остался лежать человек, и попросил сообщить об этом в транспортную полицию. Чем закончился инцидент, не знаю, но думаю, что все обошлось благополучно.
А говоря о рентабельности электричек, считаю, что такое количество контролирующего персонала слишком велико. Да не обидятся на меня эти люди, среди которых есть и мои знакомые, пусть они работают. Но когда заходишь в электричку из четырёх вагонов, едва втиснувшись в тамбур, невольно радуешься за железнодорожных чиновников – сегодня поездка рентабельна.
Все-таки что же должно произойти, чтобы сделать учащимся школ, вынужденных (подчеркиваю: вынужденных) ездить за знаниями на соседние станции, на время учебного периода бесплатный проезд. И соответственно рентабельность искать не в карманах родителей, а в доходах чиновников, поумерив их безмерный аппетит?