Галина РОЗЕНШТЕЙН
Фото: Анна БЫСТРОВА
16.08.2023 г.
Заголовок к этой статье придумали сами читатели: ещё в начале лета многие звонили в редакцию, говорили о том, что Санохта и Песочка в лугах зарастают мусором. Но самое тревожное – на многих участках бобры сооружают огромные запруды, и вода идёт не по руслу, а затапливает прилегающие огороды.
- И беда даже не в том, что страдаем мы, немногочисленные дачники, – говорили они, – а в том, что пропадает река. Раньше мы, например, из Песочки воду для питья брали – там же такие ключики били! Сейчас здесь зеленая муть. И по всех Санохте запруды. Бобры, понятно, пришли туда, где им хорошо: множество поваленых деревьев, разнообразный мусор – отличный строительный материал, они-то молодцы. Но мы, люди, должны думать о будущем реки!
Эти обращения мы переадресовали в службу благоустройства города и получили ответ: речка чистится по плану, всё под контролем. И вот сейчас неравнодушные читатели снова вернули нас к этой теме: ничегошеньки за лето не сделано, никаких следов человека разумного в лугах Санохты не замечено. А деревьев поваленых стало ещё больше, бобры уже потомство принесли и труды свои усилили.
Выходим на место. Действительно, картина удручающая. Песочку едва видно среди разросшихся кустарников, деревьев и высоченных трав. Воды в ней сантиметров на двадцать. Вот слышим водопадный шум – это та самая шикарная бобровая запруда.
- Это ещё кто-то на днях из местных огородников её подразобрал, – говорит встретившийся нам Владимир Андреевич Цветков. – Она ещё больше была, да и не одна она здесь. Как тут не вспомнишь Лидию Шапошникову! Она как-то умела людей организовать, школьники, помню, мусор вытаскивали, что не смогали – мужчины с предприятий делали.
Да и мы уже не раз Лидию Семёновну поминали добрым словом. Пусть не частые субботники на Санохте она организовывала, но они были, и река становилась чище.
- А ведь это ещё и воспитательный момент: дети с удовольствием в этих акциях участвовали, и результат труда своего потом берегли, – продолжает свой грустный монолог Владимир Андреевич. – А сейчас посмотрите, сколько вокруг битых бутылок, пакетов – это молодёжь после себя оставляет. Летом им здесь раздолье. А попробуй кому замечание сделать, так в ответ столько всего услышишь! Мы упустили целые поколения, сейчас надо уже родителей этих детей перевоспитывать. В общем, в этой экологической проблеме целая цепочка других, более мелких, но таких важных и, увы, трудноразрешимых.
Прогулялась по местам детства: «Ласточка», «Пятёрочка» – всегда здесь купались, семьи с детьми собирались. Не узнать места эти – в речке не только не искупаешься, к ней и не подойдешь.
- Если Верхнее озеро благоустроили и оно стало отличным городским пляжем, то Нижнее озеро – позор города, – подключается в нашему разговору ещё одна местная дачница. – В одном месте красоту наводим, а в другом – помойка. Как у плохой хозяйки: фасад красив, а по углам паутина.
Кстати, о городских водоемах. Наши читатели часто звонят, особенно в летний период: вот у нас пруд около Дьякова есть, раньше там купались и рыбу ловили, почистили бы его нам. Такой же пруд есть в конце улицы Демократической, где когда-то тоже семьями отдыхали. На городской Заречной в прудике раньше всегда малышня купалась, и рыба была. Ну, про Нижнее озеро и говорить не стоит – там река как ручей стала. Сейчас эти места уже и как пожарные водоемы под сомнением.
Между тем, в сообщениях областных СМИ читаем, что в Нижегородской области запустили проект по очистке рек и озёр «Уникальные водоёмы России». Всероссийское общество охраны природы взялось за малые реки. Суть программы – очистка берегов и оздоровление акваторий небольших рек, озёр, заливов и других водоёмов, которые не попадают в большие федеральные проекты. Говорят, в Арзамасе реку Тёша почистили, в Дивеево местную речку, в Нижнем несколько озёр. Но председатель общества Вячеслав Фетисов отметил, что без участия населения государству и ВООП эту задачу не решить. А у нас в городе волонтёрских организаций множество, всяких экологических секций полно. И дети, надо сказать, с удовольствием участвуют в добрых, нужных акциях. Вот, к примеру, когда мы 22 июня проводили акцию «Своих не бросаем. Ветераны» по уборке захоронений ветеранов войны, молодёжь с таким энтузиазмом взялась за дело! Подростки же у нас хорошие, как говорится, видят цель – не видят препятствий. Но, к сожалению, получается так: есть проблема, есть возможности её решения, но нет неравнодушного, мудрого организатора.
Или вот недавно мы также в «Гласе народа» писали о проблемах с мостами через городскую речку. Лет десять назад их сделали – хорошие, капитальные, но вот сходы-съезды со временем обветшали, перила шатаются, а где-то их уже и вовсе нет. Люди просили укрепить конструкции, ведь осенью и зимой там гололёд будет, упасть проще простого. И дел-то там на пару часов, и из материалов тройка досок-«пятидесяток» нужна. И снова газете в службе благоустройства ответили, что проблема взята на заметку. Однако на днях прошлись по указанным проблемным местам: ничего не сделано, даже сейчас, без гололёда, можно ноги переломать. А лето проходит…
Впрочем, что уж говорить о Санохте в лугах – пруд в центре города всё лето «цветет». На днях наблюдали, как пожилой мужчина сачком достаёт бутылки, пакеты, водоросли. И знаете, что самое печальное, друзья: у нас есть много должностей, есть люди при них, но у них, видимо, нет понимания ответственности за порученное дело. И что ещё хуже – нет хозяйского взгляда, желания что-то улучшить и оставить о себе добрую память.
Какой-то сегодня получился глас народа, вопиющего в пустыне… Мы, журналисты, честно пытались показать проблему зарастающей Санохты и трудолюбивых бобров, но у соответствующих служб, вероятно, есть другие задачи. Может, волонтёры откликнутся?