14.07.2020 г.
Великуша. Меличи. Рамень. Кух(к)мары. Четыре названия, а деревня одна.
Первое наименование деревенька получила по речке Великуше, что крутится по заросшим уже кустарём и лесом лугам южнее и впадает в Керженку. Невелика деревня, а известна издавна.
Исследователь С. В. Сироткин утверждает, что впервые она упоминается в нижегородских платежных книгах 1608 и 1612 гг.
Меличи – название происходит от мельницы, Рамень означает «край леса», а Кухмары (Кукмары, Кутмары) – «жилище мари». Деревня очень интересная, первую попытку дойти до неё мы предприняли в конце 2019 года, но солнце рано село, и пришлось быстро возвращаться.
В 2020-м дошли и порадовались. Когда-то из Кукмар было сообщение по лесным дорогам напрямую до Меринова (приблизительно 14 км), Хомутова (5 км), Клушина (7 км). Также до Семёнова добраться можно было через Взвоз – Жужелку, но во всех этих направлениях препятствием был Керженец. С постройкой шоссейных дорог, а также мостов в Быдреевке и Хахалах, и появлением всё большего количества автотранспорта, значение сообщения напрямую упало и со временем сошло на нет – теми дорогами теперь пользуются только грибники да лесники. Сообщение с деревней в основном со стороны Хомутова и Клушина, но обе дороги очень сильно разбиты, а дорога до Лобачей является проезжей только для лесовозов и тракторов. Мы выбрали самый доступный и короткий маршрут – от Хомутова – и двинулись в путь.
Кукмары всегда считались глухим местом. Вроде бы, отовсюду недалеко, но из-за окружающих деревню болот и речек добраться на транспорте до неё всегда было сложно, и, несмотря на будто бы центральное в районе расположение, место это всегда было труднодоступным, но в то же время населённым. Даже пустеть деревня начала намного позже соседних, в 80-е годы.
Житель Меринова Марк Кораблев рассказывает, что в двадцатом веке (в 60-е – 80-е годы) были здесь маленькиий магазин, работавший через день, ферма и артель по изготовлению игрушек. Многие местные жители мочили лыко на мочало в небольших водоемах вокруг деревни и занимались подсочкой – «гнали серу», как это там называется. Оттого, соответственно, и звались серогонами.
Сейчас вокруг этой деревни – кладовая ягод и грибов. Особенно много их в выросшем мелколесье на месте бывших полей, которые окружали Кукмары, как и большинство лесных деревень.
Ещё 30 лет назад Кукмары очень необычно открывались путнику – наверное, из-за своего расположения на возвышенности посреди болот: идёшь – вокруг глухой таёжный лес, кругом ни души, вдруг местность начинает заметно повышаться, исчезают болотины и бочаги с водой вдоль дороги, с ними заканчиваются и гати, и вот – граница поля, которое уходит в небо и где-то там кончается щекочущими его колосками. Полевая дорога поднимается всё выше и выше, и уже самые высокие стебли вдалеке перестают доставать до неба, а скоро становятся и совсем по пояс. И за ним, за полем, открывается уютно поставленная в лесу деревенька. Ещё сотня-другая шагов – и ты уже у околицы, и слышно, как гудят на ферме доильные аппараты, а с другого конца, от фермы, с волнами горячего летнего воздуха наплывает запах молока.
Нынче всё по-другому. Бывшее поле угадывается по мелколесью, дорога вдоль него превратилась в узкий зелёный коридор, на выходе из которого делаешь пару шагов, и открывается ясная полянка с небольшими домиками. Сказочное ощущение таёжного, скрытого поселения и таинственности природы.
Маргарита АЛМАЗОВА