Н. БЕЛЯЕВА,
учитель средней школы №1
04.04.2015 г.
Семеновский учительский институт… Наверное, многим семеновцам старшего поколения знакомо это название. А вот молодые читатели вряд ли смогут сказать, в какие годы он работал, где находился, какую специализацию имел. Да и вообще, что это такое – учительский институт? Вуз? Училище?
А между тем, Семеновский государственный учительский институт (СГУИ) выпустил для страны около 2000 тысяч педагогов. Его когда-то заканчивали многие известные в нашем городе личности – Карп Васильевич Ефимов, прославившийся позднее на ниве краеведения, Владимир Иванович Разорвин, руководители школ города Иван Александрович Строинский (школа №1), Николай Иванович Квасов (школа № 3), директор интерната №1 Георгий Дисанович Розов. В каждой школе нашего города на протяжении многих лет успешно преподавали учителя, получившие диплом об окончании Семеновского учительского института. Среди преподавателей института были очень интересные, талантливые люди – взять хотя бы Алексея Даниловича Саблина, который в течение трех лет руководил СГУИ, а затем 21 год был ректором Горьковского педагогического института.
А история появления и работы этого учебного заведения в Семенове весьма и весьма интересна. Давайте попробуем приоткрыть эту полузабытую страницу жизни города 40-50 годов прошлого века.
Учительские институты – еще дореволюционное изобретение, они готовили учителей уездных и приходских училищ. После Октябрьской революции 1917 года от них, как от многих дореволюционных начинаний, поначалу отказались, но с 1934-1935 годов в связи с введением всеобщего обязательного семилетнего образования и ростом числа школ-семилеток в стране стал ощущаться острейший недостаток педагогических кадров. Имеющиеся в стране пединституты не успевали подготовить необходимое количество специалистов. Тогда-то и появились эти необычные учебные заведения – своеобразный гибрид вуза и педучилища. Учительский институт давал образование всего за два года, но круг преподаваемых предметов, сама структура учреждения – все было таким, как в педагогическом вузе. Учительские институты, как правило, имели в своем составе следующие отделения: физико-математическое, естественно-географическое, историческое, языка и литературы, а некоторые – и физического воспитания. Принимались в Учительский институт лица со средним общим образованием. Молодые специалисты, получившие диплом, имели право преподавать в 5-7 классах семилетних школ.
В 1940 году в СССР работали уже 130 подобных учебных заведений, в 1945-м – 187, в 1950-1951 – 236. Одно из них – наш Семеновский учительский институт.
Где находился институт?
В 30-е годы XX века улица Челюскина (тогда – Челюскинцев) находилась на самой окраине города. В 1938 году там, недалеко от воинской части, на холме с прекрасным видом на Санохту было построено по типовому проекту семилетней школы двухэтажное каменное здание. Школы, правда, в те годы там не было. Здание строилось специально для Семеновского педагогического училища (было в Семенове 1934-1941 годах и такое учебное заведение, готовившее учителей начальных классов), а в 1940 году было передано Учительскому институту.
Известна точная дата открытия института – 16 июля 1940 года. В ближайшие к Семенову 12 районов области были посланы уполномоченные, в районной газете «Большевицкий путь» и областной «Горьковская коммуна» помещены объявления. Расклеивались объявления и по городу, в здании училища. Некоторые преподаватели педагогического училища, имеющие достаточную квалификацию, были допущены к работе в институте, другие были приглашены на постоянную работу из подобных учебных заведений. Некоторые предметы вели приглашенные преподаватели: доцент В. И. Мамлеев из Москвы читал курс психологии, доцент Матвеева из Горьковского пединститута – курс старославянского языка.
Из отчета о работе Семеновского учительского института за 1 семестр 1940-1941 года известно, что на 1 ноября 1940 года в нем числилось 102 студента.
Студенты не только учились. Много внимания уделялось культурно-массовой работе. На каждый месяц составлялся календарный план. Проводились политинформации, лекции и доклады на разные темы, вечера самодеятельности, были созданы хоровой кружок (руководители Наумова и Крейчик) и струнный оркестр. Актриса местного театра (Дом культуры) организовала драмкружок, силами которого уже в первом семестре было проведено два вечера. Проводилась и оборонно-массовая работа. Так, например, в 1940-1941 годах проходили лыжные военизированные походы (в том числе и ночные), соревнования по штыковому бою и гранатометанию, массовые походы в противогазах. Все студенты сдали нормы на значок ГТО.
Материальные трудности, с которыми столкнулось руководство института, были очень значительными. Не хватало квартир для преподавателей, не все общежития были пригодны для жилья. Так, одно из лучших общежитий, принадлежавшее раньше педучилищу, было отдано под детдом, а институту передали другое строение с темными и сырыми комнатами. Само здание Института отапливалось плохо, температура иногда едва достигала 8-10 градусов. В первом семестре еще отсутствовали многие учебники, не было физической лаборатории.
В таком виде институт просуществовал лишь один год, а 1 октября 1941 года работа учебного заведения была прекращена – все годы войны в здании находился эвакуационный госпиталь.
Послевоенное время
Сразу же после окончания войны учительский институт восстановили – распоряжением СНК РСФСР от 18 июля 1945 года за №1749. Этот этап в его жизни был, пожалуй, самым сложным. Имущество института за годы войны разошлось по учреждениям города, здание нуждалось в капитальном ремонте, преподавателей почти не осталось. Прибавьте ко всему этому трудности послевоенного времени. Первым исполняющим обязанности директора был назначен П. П. Плетнев, именно ему пришлось выполнить самую сложную часть работы по восстановлению института. Им сделан отчет о работе за 1 полугодие 1945-1946 учебного года. Годовой отчет подписан уже М. А. Бабановым. Оба директора пишут о сложностях, с которыми пришлось столкнуться вновь открытому после войны учебному заведению.
Приказом Наркомпроса от 23 августа 1945 года институт восстанавливался с 1 сентября 1945 года, то есть тогда, когда все вузы закончили прием студентов и были готовы начать учебные занятия. Таким образом, в течение самого краткого времени нужно было провести набор студентов, подобрать преподавателей и кадры административно-обслуживающего персонала, заново создать учебную базу, организовать хозяйство, отремонтировать учебное здание, чтобы не потерять фактически уже начавшегося учебного года.
Все эти задачи институту пришлось решать одновременно. Первые два работника института – директор и его помощник по хозяйственной части – в течение первого месяца восстанавливали институт фактически на пустом месте: без сметы, без средств, без транспорта, без телефона, без света, при полном отсутствии мебели и какого бы то ни было оборудования – в голых стенах пустующего здания. В таких условиях самые незначительные мелочи вырастали в целые проблемы. Так, например, редакция областной газеты не печатала в кредит объявления о наборе студентов, а денег не было. Несколько дней приходилось терять на то, чтобы выпросить у какой-либо организации лошади для подвозки мебели. Весь первый год институт работал без света, в плохо отапливаемом помещении.
Работа по набору студентов велась в тот момент, когда юноши и девушки, окончившие среднюю школу, уже определились с вузом. Пришлось ориентироваться на опоздавших с заявлениями, на не прошедших по конкурсу, возвратившихся из армии и работавших на производстве.
И все-таки 15 октября 1945 года институт начал учебные занятия, и на 1 января 1946 года в нем числились 115 студентов.
К началу работы учебное заведение не имело ни учебников, ни программ, ни учебных планов по большинству предметов. Помощь была оказана Горьковским педагогическим институтом. Преподавателей присылали Наркомпрос и областные организации. Многие из них были учителями средних школ (И. Н. Фешин, В. Л. Холоднов, З. В. Кольцова, К. Н. Байдакова) или начинающими педагогическую деятельность вузовскими преподавателями без опыта работы (Н. Д. Лакедемонская, З. Е. Гурарий, Н. И. Пелевин). На первом этапе учебная работа велась в основном в форме лекций; с ноября, когда были оборудованы аудитории в достаточном количестве, начались и практические занятия. Педагогическая практика студентов в семилетней школе началась с марта 1946 года.
При институте было создано подсобное хозяйство: 8 га земли, из них 2 га – под личными огородами персонала, 3 – под овсом и 3 – под картофелем и овощами. Постепенно жизнь входила в обычное русло.
В 1945-1946 году в институте работали пять сотрудников-участников Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями.
Середина пути. 1950 год
Начало пятидесятых годов в истории института можно смело назвать временем расцвета. Директором к тому времени был назначенный в 1950 году молодой талантливый руководитель Алексей Данилович Саблин. В краткой исторической справке о вузе сказано: «Из года в год справляясь с государственными планами приема и выпуска студентов, институт за 5 лет вырос до размеров института 1 категории и в настоящее время имеет все необходимые условия для дальнейшего своего развития».
В паспорте института есть раздел «Материальная база». По нему можно получить полное представление о хозяйстве института.
Так, об учебном здании написано следующее: «Год ввода в эксплуатацию – 1938, собственность института, площадь общая – 1450 кв. метров, количество комнат – 18, из них аудиторий – 13. Здание каменное, в 2 этажа, под шиферной кровлей, без подвала, с печной системой отопления. По зданию – 50 печей.
На 1951 год институту принадлежало семь жилых зданий (общежития и квартиры преподавателей), 4 из них в собственности, 3 арендованных. Все здания, кроме одного, дореволюционные.
Здание было построено в 1938 году по типовому проекту семилетней школы на 360 мест. Имеются 2 учебные аудитории на 100 человек, одна на 180 человек, остальные – обычные учебные классы. Занятия ведутся в одну смену. Есть спортзал 96 кв. метров, спортплощадка, библиотека, физическая лаборатория в 4 комнатах».
Сотрудники института, кроме преподавательской деятельности, занимались научной работой. В 1953 году в институте работали 2 кандидата наук – Н. С. Востокова и С. И. Боровицкий. Семь преподавателей закончили сдачу кандидатских экзаменов и приступили к написанию диссертаций (М. Ф. Галявин, Ф. В. Большаков, Н. С. Осокина, Н. Е. Житков, М. П. Белоусова, Н. П. Бахтин, В. Д. Виноградов).
Перед закрытием
Алексей Данилович Саблин к этому времени уже переведен в Горьковский педагогический институт. Директором был назначен С. П. Долинин. Работает институт успешно, но, тем не менее, по приказу министерства на новый учебный год набираются специальные группы студентов для обучения по учебным планам педагогического училища, и в связи с этим ряд преподавателей сокращают. По плану подготовки к новому 1954-1955 учебному году видно, что 2-й курс будет доучиваться по действующим программам учительского института, а на 1 курс будут набираться уже по новым, в специальные группы по подготовке учителей начальных классов.
Таким образом, Семеновский государственный учительский институт работал в нашем городе с 1940 по 1954 с вычетом пяти военных лет, то есть всего 10 лет. Почему же он был закрыт? Причина проста: в советском государстве все было плановым. План по обеспечению преподавателями семилетних школ к середине 50-х годов XX века был успешно выполнен. В эти годы происходит переход ко всеобщему среднему образованию, большинство школ становятся десятилетками, следовательно, требуются педагоги с полным высшим образованием. Учительские институты больше не нужны. Их массово закрывают по всей стране. Наиболее крупные, находящиеся в больших городах, преобразовывают в педагогические институты. Наш – маленький, провинциальный, всегда испытывавший недостаток учебных помещений – заменили педагогическим училищем, которое проработало в Семенове еще три года. Затем в здании была открыта школа-интернат №1.
История Семеновского института в лицах
Большинство выпускников института не были семеновцами и после окончания учебы либо возвращались в родные города и села, либо направлялись по распределению в самые разные уголки большой страны, где ощущалась потребность в педагогических кадрах.
Например, в 1953-1954 учебном году выпускников посылали на Камчатку, в Иркутскую, Новосибирскую и Амурскую область, Красноярский край. В следующем молодые специалисты направлялись в Бурят-Монголию, Хабаровский край, на Сахалин. Многие, отработав положенные два года, возвращались в родные места.
И еще хочется немного рассказать о наиболее выдающихся личностях из числа преподавателей.
Алексей Данилович Саблин (1912 – 1974) – профессор, историк. Родился в крестьянской семье. В 1931 году по комсомольской путевке был направлен на педагогическую работу в Якутию. Окончил вечернее отделение исторического факультета Омского педагогического института в 1941 году и работал в Омской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 году стал директором Семеновского учительского института. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию. С января 1953 года доцент А. Д. Саблин стал ректором Горьковского государственного педагогического института имени М. Горького. Двадцать лет был он ректором ГГПИ вплоть до своей кончины, проявил себя талантливым и энергичным руководителем. Был награжден орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного знамени, Красной звезды и медалями.
Чета Востоковых: Нина Степановна и Виктор Гаврилович. Нина Степановна Востокова, 1913 года рождения, работала в Семеновском педагогическом училище с 1936 года, затем перешла в Учительский институт, где преподавала до момента его упразднения. Ее муж Виктор Гаврилович также работал в этих учебных заведениях, кроме того, в 50-е годы некоторое время был директором Семеновского техникума МОД. После закрытия Семеновского учительского института супруги трудились в Череповецком пединституте, затем в пединституте Комсомольска-на-Амуре. Наконец, в 1961 году Востоковы приезжают в Арзамас. С тех пор их судьба тесно связана с Арзамасским педагогическим институтом. Нина Степановна – один из самых уважаемых педагогов института, талантливый исследователь русского языка, памяти которой в 2003 и 2013 годах (в связи с 90-летием и 100-летием со дня рождения) посвящаются Арзамасские филологические чтения. Сын Востоковых Валерий Викторович – профессор, доктор филологических наук, академик МАНПО, уже 39 лет преподает в Арзамасском педагогичском институте.
О Нине Степановне Востоковой остались очень теплые воспоминания у Антонины Павловны Холодновой, учителя средней школы № 1, студентки первого выпуска СГУИ. Антонина Павловна – участница Великой Отечественной войны, педагог с большим стажем, человек очень мужественный и неутомимый. Сейчас ей уже за девяносто, но у нее по-прежнему строгий учительский характер, прекрасная память. Востокову Антонина Павловна называет своей любимой преподавательницей, рассказывает, что это была удивительно интеллигентная, очень образованная женщина. На ее лекциях не было равнодушных слушателей. Когда Востоковы уехали из Семенова, Антонина Павловна и Нина Степановна долгое время переписывались.
Продолжение следует…
Устория учительского института в Семенове заслуживает того, чтобы о ней знали и помнили, так как это часть истории нашей большой страны, это заметное явление в истории нашего города, оставившее яркий след и хорошую память. Многие выпускники института во второй половине XX века проявили себя как талантливые педагоги, хорошие руководители образовательных учреждений. Безусловно, наш город благодаря ему стал просвещеннее, интеллигентнее, а его история – богаче.
Очень жалею, что мысль об изучении истории института посетила меня слишком поздно. Уже нет с нами Карпа Васильевича Ефимова и Владимира Ивановича Разорвина – учителей нашей школы, наших постоянных и желанных гостей, участников классных часов, школьных праздников. Оба они были настоящими кладезями информации и многое могли бы вспомнить и рассказать об учебном заведении, которое дало им когда-то путевку в жизнь.
К сожалению, мы очень многое в жизни понимаем слишком поздно. Но лучше поздно, чем никогда. Работа начата. Первый ее результат – исследовательский проект ученицы 10 класса школы №1 Виктории Потехиной по неопубликованным ранее архивным материалам, представленный на окружной конференции «Ступень в будущее». Работа находится в открытом доступе: она размещена на сайте администрации Семеновского городского округа.
В перспективе хотелось бы узнать побольше о преподавателях института, их дальнейшей судьбе, найти ныне здравствующих выпускников СГУИ в Семенове и Семеновском районе. Буду признательна за любую информацию и особенно за фотографии выпусков. На сегодня собраны все фотографии первого выпуска (1947 год), две фотографии – третьего (1949), одна – четвертого (1950) и одна – пятого (1951 год). Было бы замечательно создать полную подборку.
Выражаю огромную благодарность учителям-ветеранам, поделившимся воспоминаниями и предоставившим фотографии: Антонине Павловне Холодновой, Татьяне Захаровне Волковой; сотрудникам сектора по делам архивов администрации Семеновского городского округа Елене Анатольевне Напыловой и Наталье Александровне Сахаровой за помощь в работе с архивными документами; сотрудникам Семеновского историко-краеведческого музея за предоставленные фотографии; а также ученице 10 класса МБОУ СОШ №1 Потехиной Виктории, по материалам научной работы которой и написана эта статья.
Фото предоставлено автором