Арина БЕЛЯЕВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
09.06.2021 г.

Следующий, 2022-й год для «Семёновской росписи» не просто юбилейный – он подарит нашей фабрике сразу несколько знаменательных дат.

Во-первых, исполнится ровно сто лет матрёшке – не в целом игрушке как таковой, которая ведёт свою российскую историю как минимум с XIX века, а именно семёновской, которая и стала наиболее известна всему миру.
Во-вторых, сама фабрика отмечает 90 лет с момента основания: в далёком 1932 году образовалась артель имени Калинина по производству изделий художественных промыслов, которой суждено было стать фабрикой «Игрушка», а затем – объединением по производству сувениров. Таким вот образом уже девять десятков лет длится фабричное производство национального русского сувенира. Но даже и это ещё не полный список праздничных поводов.

- Опять же в следующем году исполняется 150 лет со дня рождения Луки Васильевича Котикова – человека, которого можно считать прародителем деревянной игрушки в семёновских краях, – дополняет генеральный директор ООО «ТД Семёновская роспись» Олег Владимирович КОРОТКОВ. – Это был уникальный мастер федосеевской топорной игрушки, и заслуг его в развитии народных художественных промыслов забывать никак нельзя. Ну и, наконец, в 2022-м – 100-летие со дня рождения Романа Ивановича Пчёлкина, основателя и руководителя опытно-экспериментальной фабрики, которая вошла в объединение по производству сувениров и стала творческой лабораторией по разработке новых образцов изделий.

В Союз художников любого не берут...

Елена НАПЫЛОВА – главный художник ТД «Семёновская роспись». Она – заслуженный мастер народных художественных промыслов, член Союза художников России.

- Изначально-то я хохломичка, начинала с хохломской росписи, – с ностальгической улыбкой рассказывает Елена Павловна. – Фабрике «Хохломская роспись» многим обязана: там набивала руку в росписи, обучалась азам профессии. В 2001 году перешла из художественного цеха в иконописную мастерскую предприятия, где проработала 16 лет. А затем устроилась сюда, решила попробовать себя в семёновской росписи.
Интересно, как чувствовала себя художница с матрёшкой после полутора десятка лет работы в иконописи?
- Роспись матрёшки и иконопись – разумеется, вещи совершенно разные, – отвечает она. – Конечно, везде есть свой свод правил, свои каноны вплоть до использования определённых цветов, приёмов, но с матрёшкой чувствуешь себя свободнее, что ли, – можно добавить детали: бутон, цветочек, где-то пустить линию тоньше, где-то усилить контур. В иконописи всё жёстче, строже. Впрочем, сравнивать эти два вида росписи, наверное, не вполне корректно.

Елена Павловна рассказала, что рисованием увлекалась с ранних лет – любила и акварель, и масло, училась в художественной школе. Но ведь в Союз художников берут далеко не каждого…
- Я долго изучала теорию, овладела множеством кистевых приёмов. И, по сути, теперь могу повторить любую матрёшку. Кроме того, мне знакомы городецкая, палехская росписи, мстёрская миниатюра... Но при вступлении в Союз художников ты всегда берёшь одну нишу – я вошла как мастер по матрёшке.

Каков же процесс вступления в Союз художников?
- Первая стадия – это подготовка портфолио, – делится Елена Павловна. – В нём собираются сведения об участиях в выставках, все работы, награды, публикации…

За плечами нашей героини – участие в многочисленных выставках, в том числе международных – в Токио, Хельсинки… И это тоже – необходимое условие для вступления в творческий союз.
- Жюри тщательно рассматривает все материалы, возможно, проверяет подлинность, оценивает человека с профессиональной точки зрения и уже потом выносит вердикт, – завершает рассказ художница. – Процесс этот достаточно долгий. Официально меня приняли в Союз художников только в этом году.

В Музее матрёшки

В 2016 году «Семёновская роспись» открыла Музей матрёшки, который пользуется большой популярностью среди туристов. Мы уже рассказывали об этом сравнительно новом музее нашего города, который постоянно пополняется новыми экспонатами.

В центре выставочного зала, на самом видном месте, стоит матрёшка в человеческий рост – 176 сантиметра в высоту! Ярко сияющая глянцем, она невольно привлекает внимание посетителей – в том числе необычной росписью. Нам охотно рассказывают её историю:
- В 2013 году на фабрике снимался эпизод передачи «Поедем поедим» с Джоном Уоренном. У него была задумка выскочить из матрёшки – пусть даже «белой», неокрашенной…. Но это оказалось не так-то просто, и в результате он выбрал другую концепцию.
А матрёшку-то наши мастера подготовили, выточили, но она так и оставалась «неприкаянной» до 2021 года. Не находилось ни идеи, ни мастера. Да и форма странная – матрёшка лишь на словах. Что это: пуля, гильза, ракета? Много было вариантов… нереализованных.
Однажды одному из работников подарили книгу о славянской мифологии – откуда и пришла идея. Богиня Жива – божество жизни, любви, света.

- Хотелось бы к ней в пару и молодого человека, – с улыбкой резюмирует работница музея, – но слишком уж большая работа.

Претворение такой идеи в жизнь имело многие трудности. Матрёшку при росписи обычно держат на колене, а что с такой громадой делать? Рука всё время на весу, долго рисовать не получится. Но художница выкрутилась:  поставила «богиню» на крутящийся диск. Верх расписывала, сидя на подоконнике, а нижний орнамент приходилось писать лёжа на полу. На это ушло три месяца.
Честь и одновременно ответственность выполнить такую роспись выпала участнице региональных и международных выставок – в Японии, Англии – художнице Ольге Александровне Асафьевой.

Ещё один из самых любопытных экспонатов музея – «парящая» матрёшка родом из семидесятых годов. Да-да, она умеет «левитировать» между двумя планками за счёт магнитной силы. Впрочем, сейчас она, к сожалению, не умеет это делать – механизм требует починки.
Об интерактивной витрине и мультимедийной книге, которые музей приобрёл в прошлом году, мы уже рассказывали, поэтому не буду повторяться. Скажу о другом: в этом же зале находятся несколько небольших стеллажей с мериновской матрёшкой (от названия деревни Мериново) – предком семёновской. Она разительно отличается от привычной нам. Краски её могут показаться слишком яркими и резкими, а общий рисунок незатейливым. Но главный признак – чёткий чёрный контур рисунка, который и является самой интересной деталью орнамента.
К сожалению, мериновская роспись сейчас – явление редкое. Людей, которые занимаются этим видом, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Однако семёновская матрёшка жива, и хотя в следующем году отметит столетний юбилей, уходить на заслуженный отдых не собирается.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel