28.11.2019 г.
В одном из недавних номеров «СВ» мы рассказывали о престольных праздниках, которые раньше широко отмечались в наших деревнях. Сегодня в продолжение темы предлагаем вашему вниманию ещё один небольшой экскурс в историю, повествующий о народных посиделках.
Завершал осень и открывал зиму праздник Покрова. «Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, удалым женишком!» – приговаривали девушки в старину. С Покрова начинались сборы молодёжи – посиделки, вечерки. Такие собрания проходили с ноября и до самой Масленицы, назывались они беседами. Уборка урожая и прочие сезонные работы были позади, и молодёжь позволяла себе повеселиться, собираясь по вечерам в избе на будничные или праздничные сходы.
Девушки приглашали к себе – по очереди, также могли снимать сторонний дом для беседы, «откупая» его у хозяев на несколько дней. В нижегородских краях для будничных посиделок дом откупали только девушки. В счёт платы шли деньги или продукты в складчину. Кроме того, девушки могли оказывать помощь хозяйке по дому, прежде всего в прядении: «плата – по 7-8 пасм с каждой девицы (пасмо – нить в 180 аршин)».
Подружки наводили порядок в доме и украшали его полотенцами, картинками, газетами. Ходить на вечерки девочки начинали лет с 13-15, с приобретением трудовых навыков к женской работе – прядению. Дочерям-подросткам матери давали работу подённо – на каждый вечер – и строго следили за выполнением «урока». Девушки снимали со стен избы прялочные донца, украшенные искусной резьбой или городецкой и хохломской росписью, вставляли гребень, с которого пряли берёзовыми веретенцами льняную кудель в нити. Кстати, на время жатвы, в период, когда рукодельные работы откладывались, гребень снимался с донца, и оно превращалось в своеобразное декоративное панно, которым украшали стену избы, поэтому местные мастера старались сделать донца как можно ярче, наряднее.
Прядение было основной работой, а ещё девицы вышивали на пяльцах полотенца, платочки, рубахи, кто-то вязал варежки, носки из шерсти.
Парни приходили просто погулять, встретиться со своей девушкой. Если девушка была из соседней деревни, то приглашали с собой товарищей. Старшая молодёжь шествовала из беседы по деревне с частушками под гармонь, а младшие и средние так открыто заявлять о себе не имели право: «младшие только пряли и пели, а к остальным уж и парни ходили».
Во время беседы родители девушки или хозяева дома оставались в избе с молодёжью. Они сидели в упечи или лежали на полатях, наблюдая за происходившим. Родители, как правило, вполне благосклонно относились к таким сходкам, таков был обычай – посиделки способствовали замужеству. Парни шли в избу с гостинцами: «с полными карманами семечек, пряников, орехов». За вечер они могли побывать и в нескольких беседах, и даже в соседних деревнях. Обычно они приходили в то время, когда девушки уже выполняли большую часть нормы своей работы. Садились ребята чаще на пол, возле своей девушки, а гармонист – на лавке. Нередко они мешали девчатам работать, путая нити и пряча веретёнца, рушники у тех, которые им нравились. Ухаживание включало и игровые моменты, забавы, танцы с песнями. Завершающая посиделки хороводная игра с целованием в семёновском крае так и называлась «жениться»: беседки продолжались до зари и оканчивались хороводом «жениться»: каждый кавалер берёт себе подругу, и после поцелуев все расходятся по домам.
В другой популярной в то время игре – в «голубки» или в «соседа» – целующихся на скамье накрывали шалью, если они оборачивались в одну сторону при команде присутствующих.
Повсеместно на посиделках были распространены игры с песнями. Посиделочные песни в Семёновском уезде назывались «ходовыми». Игры сводились к выбору пары, к хождению парой по избе и к поцелую в конце шествия.
Праздничные посиделки были более многолюдными, они проходили по средам и четвергам, а к началу второй половины XX века – с пятницы на субботу. Для таких совместных гуляний объединялись несколько будничных. Снималась большая изба, за которую платили уже парни. На праздничных посиделках почти никогда не работали. Здесь часто были столы с угощениями. Кушанья девушки и парни приносили из дома, а ещё на стол шли продукты, собранные во время коллективного обхода домов, ведь основные праздничные посиделки в нашем крае приходились на святки. В состав святочных посиделок входили такие развлечения, как ряжения, гадания, поздравительные обходы с колядками, а также участие парней в «озорствах» (разбрасывание поленниц, замораживание дверей и др.). Часто зимние деревенские вечеринки завершались сватовством. В керженском крае периодом, особенно, насыщенным свадьбами, являлась неделя, предшествующая масленичной.
С начала XX века популярны стали местные пляски под гармонь (кадриль, дробушечки, сормач). Под влиянием городской культуры в сельские молодёжные развлечения пришли игры типа «амуры», «фанты». Жительница деревни Олониха помнит, как они с подружками, 13-14-летними девчушками, ходили по деревне за старшей компанией, которая под гармонь напевала подобные припевки:
Наша маленькая шаечка, гуляй, гуляй, гуляй,
Нашу маленькую шаечку никто не задевай,
Наша маленькая шаечка, шали, шали, шали,
Нашу маленькую шаечку никто не шевели...
Такие местные частушки могли придумываться на ходу и не было им ни конца ни края.
Наталья ВАВИЛОВА,
научный сотрудник музея
P.S. А хотелось бы вам подробнее узнать о прошлом наших удивительных мест, о том, как и чем жили наши предки-кержаки, какие в то время обычаи бытовали, чем славны мастера-умельцы лесной стороны? Посетите музей народного быта «Дом Семёна ложкаря». Узнаете много нового и интересного.