Юлия МЕРКУШОВА
27.08.2019 г.
Фото Александра ЮРЬЕВА
В первый раз в первый класс? Или не в первый? В любом случае вместо радости от того, что ребёнок оторвется от смартфона и точно с 8.00 до 14.00 будет занят чем-то более полезным и, возможно, более увлекательным, мама получает стресс. Волнение передаётся ребёнку, и последняя неделя перед школой выглядит какой-то малорадостной… Снимаем стресс и готовимся к началу учебного года с удовольствием!
Родителям первоклассников самим придётся опять идти в первый класс. Только если раньше тяжело было просыпаться, то теперь наша задача – не просто проснуться, но ещё и разбудить. Расписание, кружки, подъём в 6.30, завтрак в 7.00… Сделать бутерброд, успеть к первому уроку, не забыть забрать…
Всё это можно организовать вполне успешно, если не драматизировать, подготовиться заранее (у вас ещё есть немного времени) и настроиться на то, что именно сейчас, благодаря ребёнку, родители смогут стать более организованными и даже слегка улучшить стиль жизни семьи.
Решите, что вы будете готовить на завтрак и давать с собой в школу. Чтобы сонный ребёнок не устраивал каждое утро скандал за столом, а потом ходил голодный или покупал себе всякие гадости типа чипсов, договоритесь заранее о ваших завтраках. Тогда адаптация первоклассника пройдёт легче.
В общем, сделайте так, чтобы утром не пришлось метаться по всей кухне. Ещё до 1 сентября сядьте и вместе напишите меню завтраков на неделю, по нему будет легко составлять список продуктов, да и ребёнок будет знать, что утро начинается так, как он хочет. Омлет, ленивые вареники (их можно заморозить заранее), хлопья, макарошки с сыром, овсянка (если вы – счастливые родители и ребёнок согласен на такой завтрак), гречка с молоком или творожок с ягодами.
Продумайте детский гардероб на пять дней. Среди рекомендаций для родителей есть весьма оригинальные – сделать пять вешалок (по одной на каждый учебный день) в детском шкафу.
Рубашки и блузки лучше менять почаще. Брюк у мальчика тоже должно быть минимум две пары, девочка захочет юбку и сарафан. Развесьте на вешалки одежду на каждый день недели. В комоде пусть лежит пять комплектов – бельё, носки, гольфы, колготки.
Напишите красивое расписание на день. Подготовьте ребёнка к тому, что у него изменится режим. Напишите время и сделайте рисунки с надписями: «С добрым утром!» (вместо категоричного «Подъём!»), «Приятного аппетита!», «Проверка багажа» (вместо «Проверка портфеля»), «Ура! Я иду в школу!» и так далее…
Создайте удобное учебное пространство. Адаптация детей пройдёт легче, если им будет удобно заниматься. Отведите место в книжном шкафу или сделайте специальную полку или тумбу для учебников, тетрадей, цветной бумаги, картона, клея, пластилина и других ценных предметов для детского творчества, чтобы не пришлось вдруг ехать под закрытие магазина. Сентябрь, первый класс: приключений и так достаточно.
Отдельный момент – карандаши, ручки, резинки, линейки. Этого должно быть много, и у этого «много» должно быть специальное место.
Запишите ребёнка к репетитору и в кружки. Если вы знаете, что вашему школьнику нужна будет помощь учителя в выполнении заданий, договоритесь обо всём уже сейчас. Особенно если хотите брать репетитора, скажем, на субботнее утро. Это удобно: пока ребёнок занимается, родители могут поделать какие-то дела или отдохнуть. А потом уже весь день ваш! Помните, что школьнику (и вам тоже!) нужен полноценный отдых: так что гуляем в лесу, смотрим кино, ходим в гости. Но учтите, что желающих заниматься на выходных много, так что позаботьтесь заранее.
Также узнайте расписание секций, которые вы намерены посещать, чтобы организовать своевременную доставку чемпиона туда, а потом домой.
Запланируйте поездки на каникулы. На собрании в школе вам уже сообщили (или вот-вот сообщат) дни школьных каникул. Важно заранее забронировать поездки, спланировать отпуск на это время или позаботиться о том, как ребёнок проведёт каникулы без вас. Ещё пометьте в календаре все праздничные дни – от Дня учителя и до Дня защитника Отечества и далее, чтобы эти торжества не застали вас врасплох.
Репетируйте радостно! Откажитесь от искушения дать школьнику «надышаться перед смертью» и пуститься во все тяжкие: активные развлечения, поздно в кровать, поздно вставать. Во-первых, школа – никакая не смерть. И мы уже с вами договорились: чем больше позитива у родителей, тем легче ученику. Во-вторых, даже если у вас не всё было блестяще в своё время или вы смотрите на учительницу и понимаете, что она – не совсем то, о чём вы мечтали, не настраивайте малыша заранее. Вполне возможно, что ему с таким учителем будет как раз хорошо. Вы же с ним разные!
В последнюю неделю перед школой постарайтесь больше времени провести с ребёнком. Если переживаете, что он будет скучать вне дома, сделайте небольшой домик из фетра или картона, в «окошко» портфеля вклейте фото вашей семьи – пусть знает, что где бы он ни был, его всегда ждут дома, а ещё дом – в его сердце. Укладывайтесь пораньше, вставайте пораньше.
Сделайте такую ненавязчивую репетицию без назиданий: «Как ты будешь в школу вставать!». Он будет вставать радостно и с удовольствием, особенно, если так же будете вести себя вы. Все эти трудности – бесценный опыт. Помогите ребёнку получить его без стресса и страданий. Нужно утешить? Поддержать? Делайте это спокойно и доброжелательно.
Хорошего учебного года вам!
И - никаких сравнений!
А вот что советует родителям школьников, особенно первоклассников, психолог Юлианна Круглова:
Мы, взрослые – и учителя, и родители – хотим, чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребёнка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты школьником.
Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что весёлого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? Чем вас кормили сегодня в столовой? С кем ты подружился в классе?» – и так далее.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь хорошо, а что – плохо. Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте его с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте его обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.
Живите во имя своего ребёнка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка, верьте в учителя.