Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
17.06.2019 г.
От деревни Озёрки до центральной автотрассы – шесть километров. Со всех сторон эта деревенька окружена лесом, в котором, стоит отметить, и ягоды водятся, и грибы.
Жителей осталось совсем немного – раньше-то полтысячи насчитывалось, и даже с лишним, а в последние годы на зиму остаётся всего пять человек. Летом, конечно, народ прибывает – дачники приезжают. Они строят и ремонтируют дома – да ещё как: основательно, с размахом. У местных жилища поскромнее будут.
Восемь км до школы
Самой старшей жительнице Озёрок Тамаре Васильевне Казимировой – 82 года. Она здесь родилась, выросла. Когда было ей четыре годика, отец ушёл на фронт, и остались у матери на руках четверо детей, Тамара – младшая.
Начальную школу она окончила здесь же, в Озёрках, а семилетку – в Шалдёжке. Представляете, каждый день ученики ходили пешком на учёбу по восемь километров в один конец. И никто не жаловался – вроде как в порядке вещей.
Окончив школу, девушка сразу пошла на работу в родной колхоз. А потом училась на счетовода в Горьком. Четыре года проработала она в этой должности. А как только объединили их колхоз с соседним, пришлось искать работу. При объединении всегда происходит сокращение кадров. Особого выбора у Тамары не было, пришлось устроиться дояркой. Тридцать лет отдала она этой нелёгкой профессии.
Долго она нам рассказывала о своей трудовой жизни, а потом постепенно разговор перешёл на нынешнее житьё-бытьё.
- Магазина у нас нет, выручают только автолавки. Предприниматели приезжают из Шалдёжки, Олонихи, да почта привозит разный товар. Дети мне, конечно, помогают – сын из Нижнего Новгорода каждые выходные приезжает. Он зимой и дорогу в деревне почистит, у него свой трактор. Дочь тоже не забывает.
Оказалось, что Тамара Васильевна – давняя читательница районной газеты.
- Всегда выписывала нашу газету, а нынче некому стало её разносить. Но я всё-таки подписалась, попросила, чтобы мне её предприниматели завозили.
Главное – чтобы автобус ходил
Есть в деревне ещё одна интересная женщина – единственная, кто держит в подворье скотину. Это Таисья Хусяинова. Она не местная, но живёт здесь более 25 лет. Работала на ферме телятницей, дояркой. А как колхоз распался, работы не стало, вот скотинка и выручила. Продавала молоко, творог, на вырученные деньги и жила. Да и нынче ситуация не поменялась. Сейчас у неё аж две коровы, тёлочка, куры.
- У меня в Семёнове есть свои клиенты, – рассказала она, – а летом дачники охотно покупают молоко, сметану. Бывает так, что прямо в автобусе все свои молочные продукты распродаю. А коровки у меня удойные. Одна литров 25 даёт, вторая – 20 литров.
Есть желание сыр делать, но на всё времени не хватает. Вот уже и сенокос наступил. Сегодня встала в четыре утра, грядки прополола, скотину управила, а потом траву ворошить пошла. Немного отдохнула и – опять за дела.
Недавно купила пятнадцать цыплят, скоро знакомые привезут ещё пару десятков. Хочу поросёнка завести, но пока с финансами проблема.
С комбикормами заботы нет: позвонишь – почти сразу же и привезут.
Огород, конечно, выручает. Хотя и тяжёлая наша доля, зато на столе всегда свежее молочко, творог, яйца. Да и к животным уже привыкла, не могу без них.
- Раньше у нас лисы на дворы заглядывали, – поделилась Таисья. – Сейчас, слава Богу, нет. Зато вон в том лесочке каждый вечер лают енотовидные собаки. Мужички видели их, я туда не хожу. А может, это какие-то другие зверьки?
Обычно жители деревень рассказывают о своих проблемах. Одни сетуют на перебои с уличным освещением, других волнуют высокие тарифы на вывоз мусора, третьих – разбитые дороги. Таисья как староста деревни все вопросы решает с начальником территориального отдела администрации Алексеем Кудряшовым, который частенько сюда приезжает.
- Особых проблем нет, – сказала нам она, – хотелось, чтобы дорогу немного отремонтировали, но мы уже говорили с Кудряшовым об этом. Конечно, замучил борщевик, с ним очень трудно бороться. Около домов выкапываем, а он потом опять разрастается. А сколько его на обочинах дорог! Но, пожалуй, главное для нас – чтобы рейсовый автобус по-прежнему ходил. Надеемся, что никаких изменений в этом плане не будет.
Да, русская деревня живёт своей жизнью, не показной, а настоящей. Помнится, известный русский писатель Фёдор Абрамов писал: «Деревня – это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура». Очень правильные слова.