Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
16.05.2019 г.
Деревенская тема всегда находит отклик у наших читателей. Особенно переживают за состояние наших населённых пунктов люди старшего поколения. Им есть что сравнить, они многое видели в своей жизни. Вот что пишет нам ветеран труда, пенсионер Юрий Анатольевич Суханов:
«С большим интересом читаю репортажи в «Семёновском вестнике» о жизни людей в наших деревнях. Недавно прочитал статью с очень метким, на мой взгляд, названием: «Без деревни что без Родины». К сожалению, поселения наши действительно вымирают. Нет уже у нас таких деревень, как Софиловка, Поломка, Порубка, Лебедки, Дуплишка, Ивановка… В других – Чудово, Николаевка, Малая Покровка – зимой живут всего несколько человек. И это только населённые пункты одного направления.
А ведь когда-то во всех деревнях вовсю кипела колхозная жизнь. В престольные праздники из соседних сёл приходили родственники, друзья. Было много молодых людей, которые гуляли, знакомились. Всюду играли гармони, звучали частушки, песни.
На селе всегда людям жилось нелегко, разные были периоды. В давние времена у деревенских жителей паспортов вовсе не было, поэтому почти никто никуда не уезжал. Разве что девушки, выходившие замуж, переезжали в другие деревни – вот и вся сельская миграция.
Да, жили трудно. Но, умели люди не только отдыхать, но и работать, как говорят, от зари до зари. Что такое трудодень, многие сейчас уже и не знают. А это была такая форма оплаты труда. Тогда колхозникам нужно было выработать определённый минимум трудодней в год: для женщин – 200, для мужчин – 250. Бывало, на заработанный трудодень выдавали по 100 граммов ржи. Выходило, что на 200 трудодней получали всего по 20 килограммов зерна.
Повторюсь, нелегко было, но, несмотря на все трудности, народ наш поднял страну. И какая это была страна! А что сейчас мы видим? – колхозы развалились, работы на селе нет, школы закрыты. У нас есть населённые пункты, в которых живёт всего один человек. Когда, скажите пожалуйста, такое было?
Однажды по радио услышал песню «Поставьте памятник деревне». Так она растрогала мою душу, так взяла за живое. Какие у неё верные и в тоже время грустные слова!
Поставьте памятник деревне,
чтоб показать, хотя бы раз,
То, как покорно, как безгневно,
деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
но – ни протестов, ни борьбы.
Одно лишь «Господи помилуй!»,
и вера в праведность судьбы…
Эта песня могла бы стать своеобразным гимном всем умирающим деревням. Печально, что это происходит по всей матушке России. Но ведь деревни для страны что корни для деревьев. Когда же, наконец, это поймут наши правители?»