Ирина КОЛОБОВА
Фото Александра ЮРЬЕВА
07.03.2019 г.
Благополучие и статус любого населённого пункта в высокой степени определяется уровнем культуры. И в этом смысле наш округ занимает одну из лидирующих позиций.
Тому есть множество доказательств, о которых мы постоянно пишем на страницах газеты.
Но с того момента, как у нас появилась своя собственная, самая настоящая оперная дива, слава Семёнова как культурной столицы региона, имеет реальный шанс взлететь на ещё более высокую ступень.
Право стать лицом праздничного номера газеты, посвящённого всем женщинам, Ирина КУКЛЕВА заслужила своим талантом, красотой, большой любовью к людям, к своему делу и к музыке… А чем ещё можно охарактеризовать счастливую женщину? Кстати, своего счастья Ирина и не скрывает.
Клянусь стать певицей и… помогать маме
Родилась Ира в Самаре, куда её мама, выпускница Горьковского института инженеров водного транспорта, приехала по распределению на работу в речное пароходство. Папа Иры, чистокровный армянин, приехал в Самару с Кавказа, чтобы встретить здесь свою судьбу и подтвердить известную истину о том, что в смешанных семьях рождаются самые красивые дети.
Ничем особенным, кроме огромных голубых глаз и белокурых локонов, девочка Ира сначала не отличалась от своих сверстниц. Разве что была более задумчивой и мечтательной по сравнению с друзьями из детского сада.
Удивительный для детсадовского возраста слух заметил у ребёнка муж Ириной тёти, когда услышал, как распевает песенку куклам-игрушкам и точнёхонько попадает в каждую ноту. Родители прислушались, согласились, но на этом и закончилось обсуждение дочкиных вокальных данных. Вспомнила о них Ира сама, когда пошла в первый класс Самарской средней школы. Там на первом этаже размещалась музыкальная студия, и туда вместе с подружкой первоклассница отправилась едва ли не в первый учебный день. Девочку прослушали и сказали, что нужно непременно поступать в музыкальную школу.
Мама была категорически против, зная за дочкой такой недостаток, как медлительность и излишняя мечтательность. Но тогда, наверное, в самый первый раз Ира проявила свой характер. Она клятвенно обещала маме, что будет обязательно всё успевать в обеих школах, что будет учиться только на отлично, что будет и маме по дому помогать. А для пущей убедительности собственноручно написала расписку, поставив подпись и дату: «1995 год». Эта расписка до сих пор хранится в семейном архиве. До сих пор хранится, причём ещё и служит, и самый первый музыкальный инструмент. Он очень дорог Ирине, потому что тоже стал доказательством её раннего, но единственно верного жизненного выбора. Купить фортепиано было тогда не просто – это был очень дорогой инструмент и, уговаривая родителей на этот шаг, она ещё раз мысленно поклялась, что докажет, добьётся, и родители ещё будут гордиться ей.
В 1999 году семья переехала в Семёнов. В школе №1 тоже сразу же отметили вокальные способности новенькой, и теперь без её участия не обходилось ни одно музыкальное мероприятие, как, впрочем, и в музыкальной школе, где Ира тоже быстренько стала звездой. Евгения Геннадьевна Демидова – педагог строгий, но не могла устоять перед обаянием способной ученицы, когда та, в очередной раз не выучив урок по фортепьяно, наивно и мило предлагала: «Евгения Геннадьевна, а давайте просто попоём…». И пели, и получали от этого удовольствие, потому что любимый педагог подбирала любимой ученице потрясающий репертуар, а та справлялась с ним виртуозно.
Потом был лицей, который Ира вспоминает тоже с большой нежностью и любовью. Правда, тогда она была уверена, что будет поступать в гуманитарный вуз. Но где-то через полгода поняла окончательно и бесповоротно, что хочет учиться только в музыкальном училище. Евгения Геннадьевна и тут помогла ученице. Они вместе ездили в училище, знакомились с условиями и преподавателями и, благодаря её стараниям, Ира поступила на курс лучшего педагога.
Фрося Бурлакова или Анна Нетребко…
На четвёртом курсе талантливую и красивую девушку с потрясающим высоким сопрано заметил новый преподаватель истории вокального искусства. Андрей Куклев учился тогда тоже на четвёртом курсе, только в консерватории, и в виде практики преподавал в музучилище. Он уделял так много внимания Ирине, что трудно было не понять характера его ухаживаний. Но гордая красавица даже представить не могла этого парня в качестве своего кавалера. Но, видимо, на небесах уже давно всё было предрешено.
Ирина решает поступать в консерваторию. Для этого занимается день и ночь, и поступает.
- Я пела всё лето, – признаётся Ирина, – очень не хотелось ударить в грязь лицом, когда приду на первый курс консерватории.
Квартира на улице Чкалова превратилась в филиал консерватории, из окон постоянно раздавался несколько необычный для здешних мест оперный голос и репертуар. Ирина, почти как Фрося Бурлакова из известного кинофильма, однажды вышла на улицу и подслушала разговор двух женщин, которые спорили, телевизор это или кто-то на самом деле так поёт.
В консерватории Ирина стала чаще сталкиваться с пятикурсником Андреем. Ухаживания стали более открытыми и настойчивыми, и летом 2010 года после множества предпринятых Андреем тактик и стратегий по взятию неприступной крепости Ирина согласилась стать его женой. К тому времени она уже имела неплохую практику преподавания. Евгения Геннадьевна похлопотала, и один свободный от учёбы в консерватории день Ирина посвящала учениками Семёновской музыкальной школы.
Потом любимая преподавательница предложила задуматься о программе по поддержке молодых специалистов, со всеми вытекающими последствиями. Но как могла молодая, талантливая и амбициозная певица согласиться на синицу в руке, хоть та и несла с собой такие удобства, как собственные дом и автомобиль? Ведь ради этого пришлось бы пожертвовать своим журавлём в небе – мечтой о высокой сцене, о театральных подвигах, о славе… забыть о своём идеале – великолепном, роскошном и недосягаемом образе Анны Нетребко. В эту певицу, в её уникальный голос и неподражаемый артистизм Ирина влюбилась с первого взгляда и, что там скрывать, частенько представляла себя на её месте.
Да, отказаться от мечты – это всё равно, что предать собственную жизнь…
Но Ирина и не отказалась. Подумав и посоветовавшись с родными, она согласилась стать штатным преподавателем Семёновской музыкальной школы, о чём не только ни разу не пожалела, но и считает этот шаг единственно верным. Собственный дом с автомобилем Ирина тоже получила, и это значительно укрепило фундамент её жизни. Любимая работа, комфортный быт, любящий и любимый муж... о чём ещё может мечтать женщина? Но Ирина мечтает… Может быть, уже не по детски, без возрастного максимализма, когда или всё, или ничего. Сейчас Ирина Аркадьевна точно знает, чего хочет от жизни и принимает все условия судьбы, а это самый верный путь к достижению цели.
- Сначала было трудно признать себя педагогом, ведь я мечтала стать певицей, – говорит Ирина. – Но, начав работать с детьми, я настолько прониклась этой работой, что теперь поняла окончательно – я не только не потеряла что-то в своей жизни и карьере, я приобрела в сто раз больше. И – не перестала быть певицей. Я пою, учу петь и сама учусь. Да, учиться пению нужно бесконечно. Голос – это самый трудный музыкальный инструмент, и на его изучение может не хватить целой жизни. Всё, что я приобретаю на различных стажировках и практиках, я стараюсь передать детям. А они с таким восторгом и так увлечённо воспринимают всё новое, что лучшей награды учителю просто нельзя придумать. Конечно, не все станут певцами и музыкантами, но наша музыкальная школа воспитывает личностей, которым и за которых не будет стыдно никогда и нигде.
Журавль в небе должен быть
Ирина и Андрей Куклевы составляют идеальную пару. Они вместе преподают в Нижегородском музыкальном училище. Вместе отдыхают и путешествуют. У них общий круг друзей и общие интересы. Они вместе посещают «Мариинку» и Большой театр. У них обоих потрясающие голоса, они вместе талантливы… Вот только не поют вместе. Ещё не нашли для себя такого музыкального произведения, где бы идеально сочетались его великолепный бас и её высокое сопрано. А ещё они вместе продолжают учиться, следуя известной истине, что нет предела совершенству.
Лучшей школой для себя они считают практику у выдающегося грузинского певца и педагога Нодара Ангуладзе, воспитавшего целую плеяду мировых оперных знаменитостей. Первым к нему поехал Андрей и заслужил почти отцовскую любовь великого певца, а потом взял с собой и Ирину. Ирина рассказывает, что никогда не могла бы поверить, что петь можно так легко, если бы не уроки маэстро. Оперное пение – это по определению тяжелейший труд, до седьмого пота, до боли во всех существующих мышцах и жилах. Но теперь она знает, как нужно петь, чтобы легко было и слушателю и певцу, и, главное, её ученикам. Теперь она знает, что нужно показывать посетителям многочисленных мастер-классов, на которые её постоянно приглашают в качестве педагога. Теперь она знает, как она споёт, когда исполнится её заветная мечта…
Да, Ирина не перестаёт мечтать. И когда-нибудь мы увидим и услышим её на сцене Большого театра в роли её любимой Татьяны Лариной.
А пока вся семёновская музыкальная публика с нетерпением ждёт каждого концерта в Центре культуры и искусства, чтобы снова насладиться великолепным и ярким зрелищем – выступлением нашей примы, настоящей оперной дивы…