Юрий ХРАМОВ
12.02.2019 г.
Владение двумя, а тем более тремя иностранными языками всегда считалось признаком хорошего воспитания и образованности. Вот и решило министерство образования нашей страны ввести в школах изучение ещё одного дополнительного языка.
Идея не нова, об этом говорили давно. Но теперь занялись этим делом вплотную, похоже, что и до нас это новшество доходит. Министерские чиновники привыкли ориентироваться на столичные школы, а как быть небольшим сельским? Там всё в основном держится на ветеранах-педагогах. Вот уйдут они, тогда не только второй язык не введут, с основным иностранным – английским – могут возникнуть проблемы. Не слишком охотно выпускники иняза едут в сельские школы. Количество не всегда переходит в качество.
Я думаю, сегодня важнее научить школьников русскому языку, литературе. Для того чтобы они грамотно писали, говорили на родном языке и владели им в совершенстве. А то получается, что некоторые ученики этот-то предмет с трудом усваивают, а тут плюсом сразу два иностранных, вот тебе раз!
Раньше нас начинали обучать иностранному языку с пятого класса, и это, я считаю, было правильным решением. Мы уже к этому времени успевали освоить элементарные азы родного языка. А сейчас школьники изучают английский со второго класса. По сути, они и русским овладеть по-настоящему не могут. А тут, представьте, с пятого класса им нужно будет ещё один язык изучать. Не слишком ли большая нагрузка намечается?
К тому же, если это станет французский или испанский язык, думаю, с преподавателями будет проблема. Впрочем, вопрос возникнет и с учителями немецкого языка. Лет тридцать назад его изучали во многих школах, а потом английский язык стал более востребованным, популярным, про немецкий позабыли. Поэтому ветераны старшего поколения потихоньку ушли на заслуженный отдых, а молодые педагоги переучились на «англичан». Так где сейчас найти профессионалов немецкого? Опять обращаться к пенсионерам? Здесь вопрос риторический. Кроме того, нужны будут, наверное, новые учебники, кабинеты, а, значит, дополнительные деньги из бюджета. Или – из семейного кошелька.
Интересно, а кто-то посоветовался по этому поводу с педагогами, родителями? Почему у нас всё время работают по старинке: издали сверху приказ, и – никаких возражений и дискуссий в управлениях образования и школах не должно быть. Часто бывает так: не согласны, но молчим. Моё личное мнение – пусть сама школа решает, нужен им второй иностранный язык или нет. Имеются у неё для этого возможности, есть кадры, готова она к новшеству – можно начинать.