Людмила КОРОЛЁВА
22.09.2018 г.
Старообрядчество – одна из центральных тем в историческом прошлом Семёнова, характерная особенность и «изюминка» здешних мест, привлекающая любознательных туристов.
А много ли нам, жителям города, известно достоверных фактов о жизни старообрядцев?
- Cтарообрядчества уже не стесняются, не боятся, – такими словами открыла встречу в музее организатор конференции, научный сотрудник историко-художественного музея Маргарита Алмазова, – понимают, что это наша история, которая прошла через века, сохранив необычайную самобытность и искренность. Здесь, на Керженце – в краю лесов, где буквально каждая деревня соседствовала со скитами, очень важно заниматься сохранением и сбором материала.
Чтения объединили самую разную публику. Прибыли староверы с окладистыми бородами; сверкнули нарядными сарафанами певчие Никольского храма; приехали из других городов потомки знаменитого купца Афанасия Носова, одного из главных основателей старообрядческой церкви, гости из Москвы, Нижнего Новгорода и соседних районов; и, конечно, присутствовала семёновская интеллигенция и учащаяся молодёжь. Программа была очень насыщенной, а выступления – живыми и увлечёнными: видно, что о своём предмете докладчики могли бы говорить часами…
В светской аудитории прозвучали молитвы – это клирошане Никольского древлеправославного храма города Семёнова настроили собрание на особый лад, а уж потом слово взяли исследователи истории.
Михаил Болоничев – нижегородец, человек довольно молодой, но уже полностью посвятивший свою жизнь кропотливому делу краеведения. Однажды он начал восстанавливать свою генеалогию: метрические книги, данные сельскохозяйственных переписей и прочие архивные источники помогли ему найти 400 своих прямых предков, а в общей сложности – 5000 родственников. Михаил собрал информацию о родине своих предков, деревне Медведево, за последние триста лет, составил полный список захоронений на Медведевском кладбище и готовится оформить эти сведения в виде книги. Участвует в областном проекте «Вспомнить каждого», а именно в оцифровке информации об участниках Великой Отечественной войны. Работа предстоит большая, но через год или два в интернете должны появиться сведения обо всех воинах Великой Отечественной, призванных из Нижегородской области.
Что касается старообрядцев, сведения о них Михаил советует искать в исповедных росписях, информацию о скитских поселениях можно почерпнуть в ревизских сказках.
Когда молодого генеалога проводили бурными аплодисментами, его место у кафедры занял москвич Кирилл Скидан, потомок Афанасия Носова. Кирилл Сергеевич считает себя начинающим исследователем, тем не менее ему тоже удалось заглянуть в глубь веков – через десять поколений своего рода. Он назвал время зарождения купеческой фамилии Носовых – 1779 год – и озвучил свою версию её происхождения.
Прародитель рода, Иван Прокофьев, живший в деревне Содомово, вышел из крестьянского сословия, а его потомки, записанные уже как Носовы, занимались торговлей щепным товаром. В торговом промысле в то время использовались деревянные бирки с зарубками, так называемые «носы» (ударение на первый слог, от глагола «носить»). Помните поговорку «заруби себе на носу»? Вероятнее всего, такими «носами» пользовались и предки купца Афанасия Носова, и именно поэтому они получили свою фамилию.
- Интерес к прошлому семьи у меня возник благодаря фотоальбому бабушки Антонины, – признался Кирилл Сергеевич, – С фотоснимков на меня смотрели красивые нарядные дамы, и по всему видно, что семья жила обеспеченно благодаря торговле щепным товаром. Бабушка моя дожила до 98 лет, она тоже имела очень богатую жизненную историю, рассказывала нам про обычаи предков. Всю жизнь бабушка использовала навыки, полученные в купеческой семье. До сих пор представляю, как она целый день сидела за своей швейной машинкой «Зингер», обшивая всю большую семью.
Кирилл Скидан рассказал ещё об одном своём выдающемся родственнике. Исаак Носов, родной брат купца Афанасия Носова, изначально выбрал для себя путь священнослужителя. Он был истинным знатоком и ценителем живописи, скупал и собирал редкие иконы, так что со временем сделался крупным московским коллекционером. Некоторые жемчужины из его коллекции икон сейчас хранятся в Третьяковской галерее.
Историк Е. А. Бирюкова давно изучает родословные семёновских купцов. Она рассказала немало интересных подробностей из жизни сыновей Афанасия Носова: купца Никифора Афанасьевича и Ферапонта Афанасьевича, первого церковного старосты старообрядческой церкви, и других.
Выступал главный редактор нижегородской газеты «Старообрядец» Сергей Рудаков. Три года подряд он планомерно посещает святые места на территории Семёновского округа. В 2018 году вместе с попечителями местной древлеправославной церкви они навестили могилу старца Досифея на Демьяновском кладбище, Сорокины могилы у реки Константиновки, могилу отца Макария около деревни Федосеево, гробницу инока-схимника Трефилия, захоронение Манефы Московки (бывший Комаровский скит у деревни Елфимово), «Гурьево жилище» между Рождественским и Малым Зиновьевым и Одинцовский скит с могилой матушки Маргариты. Некоторые святые места благоустроены заботами местных жителей, но не все – другие остаются в заброшенном состоянии и нуждаются в реставрации.
Выступающая О. П. Качалина показывала видео, где коренная жительница деревни Малое Зиновьево делится воспоминаниями о Шарпанском ските, одном из двух скитов, сохранившихся до 40-х годов XX века. Ирина Григорьевна Санникова родом из большой старообрядческой семьи Аввакумовых. Аввакумовы приютили у себя Татьяну Климину (Шарпанскую), последнюю, кто был рождён в ските. Эта Татьяна была дочкой Варвары Климиной, хранительницы скитской казны, после разорения Шарпана она была вынуждена жить «по людям».
В семье Ирины Григорьевны долгое время сохранялась икона Тихвинской богородицы из Шарпанского скита, и односельчане-староверы всегда приходили в их дом, чтобы поклониться древней святыне. А в 2001 году реликвию украли – грабители ворвались в дом и, угрожая хозяевам расправой, вынесли ценную икону.
Слава Шарпанского скита разнеслась далеко, и до сих пор он притягивает к себе, только вот цели у его посетителей – разные. Кто-то из истинно верующих едет туда из других городов специально для того, чтобы помолиться, а кто-то (и таких, пожалуй, больше) – пытается найти предполагаемые богатства, сокрытые староверами в земле.
- У Шарпанских прудов многие искали золото, – свидетельствует И. Г. Санникова, – только всё это зря. Если и было у староверов какое-то богатство, то не могли они его с собой в землю унести – это считается большим грехом. Наоборот, пока живы, пока язык слушается, старались всё накопленное передать людям.
Певчий Успенской церкви А. С. Лебедев зачитал стих о разорении Оленевского скита. Автор этого стиха – не кто иной как знаменитая жительница тайги, отшельница Агафья Лыкова. В 1989 году А. С. Лебедев в составе экспедиции добрался до «таёжного тупика», и тогда он впервые увидел этот стих в тетрадке у Агафьи. Беседы с отшельницей, лингвистические исследования её говора и стихи, где упоминается скит на «речке Керженке», доказали: староверы Лыковы бежали от гонений именно из наших мест, селенья Лыково, что неподалёку от Хахал. Чтобы сохранить в чистоте свою веру, они забирались всё дальше в глухие леса. И сейчас 73-летняя Агафья, последняя из семьи, проявляя высочайшую силу духа, продолжает жить в своей заимке, сама ведёт натуральное хозяйство, а всё свободное время проводит в молитвах.
Экспедицию и впечатления от встречи с отшельницей А. С. Лебедев подробно описал в своём дневнике, на основе которого составлена двухтомная монография по старообрядчеству.
Трагизм церковного раскола привлекал многих писателей.
- Одним из самых первых писателей-старообрядцев, затрагивающих тему философии и веры, был священник протопоп Аввакум, уроженец Нижегородского уезда, – рассказывала в своём докладе М. В. Алмазова. – Аввакум был сожжён «за великую на царский дом хулу», за непримиримую оппозицию к новинам церковным и государственным. Для великого человека – а Аввакум был великим человеком – всегда важна идея, форма, его идея заключалась в двуперстии. Благодаря упорству и непримиримости, он стал на века символом старообрядческого движения.
Отношение к Мельникову-Печёрскому неоднозначное, тем не менее он создал ряд уникальных произведений, где сохранились история, лексика, диалекты и традиции кержаков. Вот как он писал: «В Нижегородской губернии утвердилось между высшими лицами убеждение, что раскольники – люди безвредные, честные, стоящие во всех отношениях и, истребив раскол, истребят лучшую часть народа, то есть людей зажиточных, образованных и нравственных»; «Раскольника Нижегородской губернии легко узнать по одной его наружности. У него какая-то особенная важность в лице, самоуверенность и степенность во взгляде, приёмах и в разговоре. Перед чиновником держит себя не униженно, всегда с чувством собственного достоинства».
Кажется, берега Керженца – глубокая провинция, но эти места описывали Толстой, Горький, Короленко, Пришвин и другие. Писатель Фёдор Сухов – один из интереснейших прозаиков современности, который сам вырос в старообрядческой семье. В его произведении «Буреполом» зафиксирована речь и традиции старообрядцев 30-х годов века.
Важно не только узнавать исконные традиции, но и почувствовать свою «русскость» – такая мысль прозвучала в выступлении профессора Г. С. Широкаловой, заведующей кафедрой Нижегородской сельскохозяйственной академии. Профессор считает, что сейчас идёт процесс осознания народом своей национальной принадлежности, и с каждым годом эта тенденция прослеживается всё отчётливее.
Прозвучавшие в тот день доклады в деталях обрисовали жизнь и быт староверов: слушатели знакомились с духовными стихами, узнали, как выглядели моленные сарафаны, дегустировали хлеб, испечённый по старорусским рецептам. Разнообразные впечатления словно бы сократили пропасть, отделяющую нас от далёких предков, позволили прикоснуться к тайнам прошлого и в какой-то мере ощутить свою причастность к легендарным кержакам, людям с непобедимой силой духа.
А ещё научно-просветительские чтения в музее стали отличной площадкой для интеллектуального общения, новых знакомств, обогатили знания и кругозор, дали пищу для размышлений и новые идеи на будущее.