М. РУМЯНЦЕВА,
зам. директора по воспитательной работе школы №4
12.12.2017 г.
В последнее время часто стали говорить о патриотизме. Патриотическое направление становится обязательным разделом воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Связано это, наверное, с тем, что в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
На одной из встреч президента России с представителями общественности Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».
Что же такое патриотизм? В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. В словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм обозначен как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Бывает так сложно выдернуть наших детей из интернета, отстранить хоть ненадолго от гаджетов, а ведь совсем недавно каждый мальчишка мечтал играть в войнушку, стать сильным, стать солдатом своей Родины. Что изменилось? Плохо работает школа? Родители плохо воспитывают своих детей? Государство не уделяет внимание? Вряд ли.
Стратегия развития молодёжного движения «Юнармия» – на мой взгляд, это суперидея, хотя и из того разряда, о котором говорят – хорошо забытое старое. В нашей школе №4 военно-патриотическому воспитанию уделяется довольно большое внимание. Существует и плодотворно работает военно-патриотический клуб «Сокол», созданы 3 отряда «Юнармии», ежемесячно проходят мероприятия. Огромный вклад в это непростое дело вносит руководитель ВПК А. В. Бурдейный, который проводит разнообразные занятия, привлекает разных специалистов, сам изготавливает атрибуты, организует соревнования. Совсем недавно в округе проходили соревнования «В здоровом теле – здоровый дух», в которых приняли участие все действующие военно-патриотические клубы и школьные отряды «Юнармии». Соревнования были напряжённые и интересные, состояли из нескольких этапов, в которых нужно было померяться силами в разных видах спорта, как в личном зачёте, так и в командном. В итоге 40 грамот были заслуженно вручены спортсменам-юнармейцам, которые на своём примере показали силу духа, выдержки и физическую подготовку подрастающего поколения.
23 ноября состоялся 6 межрайонный фестиваль-конкурс юнармейских и патриотических клубов «От древней Руси до новой России», посвящённый столетию пограничных войск, на котором наши семёновцы, участники ВПК «Наш ТехБат» заняли почётное первое место. Зал был полон, кипел армейский задор. Не это ли проявление патриотизма? А сколько детей из «группы риска» тянутся к таким ребятам и проявляют желание быть членами клубов – не это ли высшая награда и результат?
Слова о том, что патриотами не рождаются, а становятся, наверное, верны. Все азы ребёнок получает в семье – нравственные формы поведения, любовь к Отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту. Но, к сожалению, проблема, как всегда, остаётся в одном – недостаточное финансирование. Как участвовать в соревнованиях? Как тренировать детей без нужного инвентаря? Как обеспечить всех желающих заниматься в клубах необходимым снаряжением? И таких вопросов очень много. Как можно говорить о результатах, если зёрнышко, которое посадили в землю, не подпитывают и не дают воды, не удобряют для того чтобы расти, развиваться и в конце концов зацвести. Увы, такова система!
Так может пора задуматься, почему героями у наших детей становятся вымышленные персонажи из разряда человека-паука, а виртуальные игры становятся интереснее реальных? Почему мы готовы вкладывать деньги в дорогие вещи и игрушки и не считаем нужным поговорить с нашими детьми о долге, патриотизме? Почему материальные блага ставим выше духовных?