21.05.2016 г.
Екатерина Николаевна Доспалова родилась в Кировской области, но ещё в детские годы оказалась в Семёнове, куда её отца перевели на должность начальника железнодорожной станции. В пристанционных ларьках ей и довелось увидеть хохломские изделия, от которых нельзя было отвести глаз.
Очарованная хохломой, Екатерина поступила учиться в профтехшколу, где овладела всеми приёмами и секретами художественной росписи под руководством требовательного наставника Антона Ермиловича Муравьёва. Кстати, его она всю жизнь вспоминала с благодарностью.
Став признанной художницей, Екатерина Николаевна взялась за коренные преобразования, выступила против трафаретной росписи, изживающей себя по причине невыразительности, однообразия и упрощённости. Мастерица предпочла укрупнённый живой рисунок, а вместо привычных композиций – усложнённые, которые требовали особой виртуозности и тщательности.
В 1964 году на фабрике была образована экспериментально-творческая лаборатория, в состав которой вошли ведущие специалисты предприятия. Возглавила лабораторию талантливая художница, единомышленница и подруга Доспаловой – Нина Петровна Сальникова. А сама Екатерина Николаевна в возрасте тридцати трёх лет стала главным художником фабрики «Хохломская роспись».
Принцип работы нового главного художника скоро усвоили все: талант плюс требовательность. Так было положено начало решительному обновлению ассортимента. Возвращаясь к традициям старинного промысла, когда изделия вкупе с утилитарным назначением содержали в себе природную утончённость и красоту, так ценимые старыми мастерами, Екатерина Николаевна вместе с коллегами начала разрабатывать многопредметные наборы, соединяя эстетику с бытом.
В творческие задачи лаборатории входило не только создание новых видов росписи, но и всесторонняя помощь по совершенствованию мастерства художников фабрики. Экспериментально-творческая лаборатория была создана с целью обеспечения высокого идейного, художественного уровня выпускаемой продукции, определения художественно-стилевой направленности работы предприятия на основе сохранения и развития исторически сложившихся самобытных художественных традиций.
Так, особенно памятной для семёновских мастериц стала выставка, открытая в 1965 году в Строгановской церкви областного центра (тогда он носил название Горький). Впервые здесь были представлены образцы новой продукции: наборы для ухи, кваса, салата, чая. Выставка имела необыкновенный успех, и на фабрику в скором времени поступило множество заказов.
В сентябре 1965 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О развитии художественных промыслов Горьковской области», в котором указывалось на то, что фабрика «Хохломская роспись» является предприятием по выпуску художественных изделий с хохломской росписью. В связи с повышенным спросом на изделия народных мастеров у нас в стране и за рубежом, Совет Министров РСФСР предложил разработать проект, предусматривающий коренную реконструкцию фабрики. Это было время больших перемен. В этот же год был введён в эксплуатацию художественный цех №1.
Мастеров хохломской росписи из Семёнова стали приглашать на выставки за рубеж. Сама Екатерина Николаевна побывала в США, Корее, Югославии, Аргентине, Мексике, Канаде. На всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале она прямо в павильоне на глазах у посетителей расписывала деревянную посуду. В течение всего дня вокруг неё сбивались плотные толпы восхищенных зрителей. Это было время, когда хохлома завоёвывала мир.
В поездках по разным странам Екатерина Николаевна Доспалова проявляла интерес к искусству других народов и делала собственные выводы, о чём написала потом в своих воспоминаниях. В частности, она отмечала: «Наверное, нельзя выделить народное искусство какой-либо одной страны, но мне кажется, что наиболее интересно оно развивается там, где сохраняются древние традиции. Интересными показались серебряные изделия Мексики, вышивка и лаковая посуда Японии». Всё лучшее признанная мастерица старалась учесть и осмыслить, придя к выводу, что сочетание традиции с современностью необходимо для развития любого художественного промысла.
Творчество и деятельность Екатерины Николаевны были отмечены Государственной премией имени И. Е. Репина, лауреатом которой она стала в 1969 году, также ей присвоили и высокое звание Народного художника России. И, безусловно, есть её немалая заслуга в том, что хохломская роспись стала более утончённой и виртуозной, что значительно усложнилось «травное письмо», которому сама Доспалова придала динамичность и музыкальную соразмерность.
Екатерина Николаевна была из плеяды тех замечательных русских женщин, о которых можно сказать некрасовскими строками: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» Но при решительном и волевом характере она обладала добросердечием и покладистостью, мягкостью и деликатностью. И это отразилось в её вдохновленном, исполненном изящества и пластичности творчестве.
Она – автор множества изделий, которые являются основой производства и сегодня. Это и единичные предметы, и многофункциональные наборы, и интерьерная мебель. В каждом из них чувствуется глубокое понимание традиций хохломского промысла, неподдельная любовь к однажды и навсегда полюбившей солнечной хохломе. Екатерина Николаевна – бессменный член областных художественных советов, и именно она принимала всегда принципиальное решение по каждому промыслу, знала об их судьбе.
Её всегда окружали творческие, одарённые люди. Талантливая художница, она заражала огнём энтузиазма и весь коллектив, прославляя наш край, нашу Золотую Хохлому.