Юрий ХРАМОВ
16.03.2017 г.

Деревень в России много, но моя – она одна.
Средь урочища лесного, глазу сразу не видна…

Сколько песен сложено, сколько стихов написано о нашей российской деревне! А многие деревеньки вошли в историю благодаря именитым русским и советским литераторам. Например, о Паромове упоминается в произведении «В лесах» известного писателя Мельникова-Печёрского. В книге, правда, слово это пишется через букву «о» – Поромово, а теперь она именуется через «а». Местные жители, которых и осталось-то совсем немного, и не припомнят, откуда пошло такое название.

Самая старшая жительница этой деревеньки Ольга Петровна Масленникова, которой исполнилось 90 лет, рассказала, что раньше верную половину деревни заселяли старообрядцы. А нынче приверженцев старой веры осталось только трое. А чему тут удивляться – из всех семидесяти девяти домов, которые имеются в этом населённом пункте, люди зимой живут только в тринадцати. И все как на подбор пенсионеры. Сама Ольга Петровна всю жизнь работала рядовой труженицей в местном колхозе, оттуда и на заслуженный отдых ушла. 

- Когда началась война, мне пятнадцать лет стукнуло, – вспоминает труженица тыла. – Ой, досталось нам лиха в войну хлебнуть: в плуг впрягались, пахали, сажали картошку, лён сеяли! Один год, помню, колхозу не хватило сена, и купил он стог на Ярке – это за десятки километров от нас. Так вот, уйдём пешком туда с ровесницами, переночуем, а утром нагрузим сани сеном и тащим их на себе. Так всё сено и перевозили на себе. А куда было деваться – мужиков всех на войну забрали.

У Ольги Петровны судьба вообще не сахар. Говорят, что самое страшное горе – хоронить своих детей. Так сложилось, что ей пришлось похоронить двух сыновей, дочь, мужа. Но она, слава богу, ещё крепка и духом, и физически. В прошлом году сама грядки пропалывала, картошку. А вот нынче хуже себя стала чувствовать. Всё теперь возложит на дочь, которая за ней ухаживает.

- Девяносто лет, а всё ещё про хозяйство, про дом думаю, – продолжает разговор женщина. – В прошлом году племянник двор нам уж больно хорошо отремонтировал и крышу заменил. Вымирает деревня, уходят в мир иной её жители. Недавно моя ровесница умерла, да на том конце деревни ещё одна. В нашем краю осталось всего три местные женщины – я, Шура Чигринова да Лида Масленникова. Да вон, смотрите, она ко мне в гости идёт.

Лидия Владимировна Масленникова на девять лет моложе. Она вначале тоже трудилась рядовой колхозницей, затем – помощником бригадира, девять лет была заведующей животноводческой фермой. Тогда у них на дворе содержалось по сто, двести и даже триста голов крупного рогатого скота. Потом колхоз построил новое животноводческое помещение, сразу установили молокопровод, полегче стало работать. А ещё в Паромове была своя начальная школа, небольшой деревянный магазин, конюшня… 

Теперь у жителей остались только воспоминания о тех хороших временах. Именно с них и начался наш разговор с Марией Викторовной Чечиной, которая живёт в другом конце деревни.

- Дружно жили, хорошо, – говорит она. – Тяжело, конечно, было, но, знаете, всяко лучше, чем сейчас. Да, сено для колхоза косить ездили вручную за десятки вёрст от деревни. Да ещё и в своё хозяйство надо было заготовить его. Тогда у каждой семьи корова была. Умели хорошо поработать, но и отдыхали весело. Раньше ведь деревенские праздники всегда отмечали – гулянками они назывались. Сколько тогда гармоней звучало, большими компаниями по деревне ходили! 

Сама Мария Викторовна больше двадцати пяти лет бригадиром полеводческой бригады отработала в колхозе. Очень переживала за положение дел, особенно когда наступала посевная и уборочная пора. А тогда на деревенских полях сажали картофель, сеяли овёс, рожь, а сколько техники работало!

И всё бы ничего было у Марии Викторовны, да два года назад случилась с ней беда – полностью потеряла зрение. Теперь за ней ухаживает дочь Ирина да соседка Клавдия заходит проведать. 

- Магазин у нас построили хороший, кирпичный, но уже шесть лет как закрыли, – говорит ветеран труда. – Продали его, а ведь как удобно было. Теперь к нам два раза в неделю автолавка приезжает. Конечно, не как вы в городе, мы свежий хлеб каждый день не едим, но что делать. Дороги чистят к нам в деревню регулярно, даже до кладбища. Были тут как-то перебои, но дочь позвонила – приехали, прочистили.

Вот уже шесть лет здесь живёт нижегородская пенсионерка Людмила Константиновна Королёва. С ней и ещё двумя жительницами мы пообщались на улице – они как раз ждали автолавку.

- А мне здесь намного комфортнее жить, чем в городе, – утверждает Людмила Константиновна. – Есть у меня большой огород, все овощи сама выращиваю. Дети и внуки очень часто в гости приезжают. Жаль, что магазин закрыли, зимой в морозы стоять и ждать автолавку холодно. Неплохо бы, конечно, дорогу к деревне подремонтировать, что-то в прошлом году уже начинали делать…

Что и говорить, старость – не радость. Выросли дети, взрослыми стали  внуки. Зовут стариков к себе в город, но те одно отвечают: здесь родились, здесь и умирать будем. Деревенские патриоты.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel