Юрий ХРАМОВ
26.04.2016 г.
Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня страшной аварии, которая произошла на Чернобыльской атомной электростанции.
Многих мужчин сразу стали призывать на военные сборы, а по сути, отправлять на ликвидацию этой страшной трагедии. Из нашего района туда выехало 85 человек. Сейчас в городском округе живёт чуть более пятидесяти «ликвидаторов». Одним из них является житель деревни Донское В. Ф. Морозов. Недавно мы побывали у него, и вот что он нам рассказал.
-Я работал в местном колхозе севцом на тракторе, – вспоминает Василий Филлипович, – Четырнадцатого мая 1986 года мы как раз сеяли зерновые. К нам приехала председатель сельсовета и сказала, что меня вызывают в военкомат. Поначалу подумал, может, буду лесные пожары тушить. А потом уже всё выяснилось. Честно сказать, нас ведь никто и не спрашивал, хотим мы туда ехать или нет. Приказали – и мы поехали в Чернобыль. Все уже, конечно, знали об этой аварии. На тот момент мне было 37 лет, дома остались жена и двое детей. Сначала нас привезли в военный городок Мулино, а потом поездом доставили прямо до места. Разбили палатки, в них и стали жить. Затем повезли на место аварии. Выдали респираторы, одежду, и мы принялись за работу. Был я и на самом разрушенном энергоблоке, собирал там с ребятами песок в мешки. Потом спускали их вниз, а затем загружали в автомобили и увозили. Работали всего по 3-5 минут поочередно. И на самом реакторе трудились всего по полчаса. Сами понимаете, всё было связано с дозой радиации. Конечно, набирали эти самые рентгены, но никто особо не жаловался. Сначала мы две недели работали на самой станции, а потом нам поставили другую задачу – обрабатывать специальным раствором автомобили, которые приезжали сюда, а затем уезжали с места аварии. 12 июля на самолёте нас доставили опять в Мулино, а оттуда мы уже прибыли в родные края. Через два года после возвращения мне удалили щитовидку, недавно ещё одну операцию сделали. С нашей деревни призывали туда Степана Гоголева. Его тогда после окончания нашей командировки поместили в один из киевских госпиталей. Потом дали вторую группу инвалидности, наградили орденом Мужества. Семнадцать лет назад его похоронили. Вместе со мной ликвидировали аварию семёновские ребята Дмитрий Щур, Василий Пашков, многих уже и забыл по фамилиям.
Надо сказать, что в молодости Василий увлекался игрой на гармошке. Она и теперь у него на видном месте находится. На ней он научился играть с семи лет. Раньше его на свадьбы, проводы в армию всегда приглашали. Это сейчас молодёжи в деревне мало, а в былые времена здесь больше четырёхсот человек жило. Сейчас наш собеседник реже берёт в руки гармонь. Жизнь на селе изменилась.
И всё же, считаю, Василий Филлипович, так же как и все его коллеги – участники ликвидации аварии, совершили подвиг. Правда, достался он им дорогой ценой.
Фото Александра ЮРЬЕВА