Людмила КОРОЛЁВА
03.11.2015 г.
В редакцию по телефону обратилась пенсионерка Татьяна Николаевна Гаращенко и рассказала свою историю. Ситуация, в которую она попала, нетипична, но жизненна и даже во многом поучительна.
Пожилая женщина по возрасту и состоянию здоровья никуда не выходит из дома. С делами по дому ей помогает справляться социальный работник.
Однажды из объявления в газете Татьяна Николаевна узнала, что некий предприниматель предлагает свои услуги по перетяжке мягкой мебели на дому заказчика. «Может, и мне обновить диван? – подумалось ей, – да и у стульев сиденья тоже все повытерлись…»
Позвонила по указанному номеру, пригласила специалистов домой. Те вскорости приехали, осмотрели хозяйкину мебель и составили договор на оказание своих услуг. Согласно этому договору хозяйка должна была выложить 35 тысяч рублей за перетяжку шести полумягких стульев (у них должны были заменить мягкую обивку сидений) и одного дивана. Диван сразу же разобрали на две части и отсоединили ножки – подготовили к перетяжке на дому. Стулья же забрали с собой. Адрес предпринимателя в договоре числится аж в Сокольском районе – туда, видимо, и уехали эти шесть стульев.
В качестве аванса за работу Т.Н. Гаращенко заплатила представителю фирмы 23 тысячи рублей, причем, по словам пенсионерки, никакой квитанции или приходного ордера за эти деньги ей не выписали.
Позднее от людей женщина узнала, что практически за те же деньги, что ей насчитали за ремонт старой мебели, можно было купить в магазине новую. Сейчас ведь нет никакого дефицита… Увы, эта информация поздновато дошла престарелой женщины, давно не покидавшей стен своего дома.
С тех пор пенсионерка потеряла покой и начала названивать по мобильному телефону в Сокольское с просьбой аннулировать договор и вернуть ей деньги. Но, как вы понимаете, индивидуальному предпринимателю этот исход невыгоден, поэтому он отбрехивается, как только может. Объясняет, что уже поздно – уже закуплен материал для работы, и «процесс пошел».
Конфликт интересов налицо, и разрешить его может только буква закона.
Профессиональный ответ по данной теме дала специалист Роспотребнадзора Нина Алексеевна ТЕЛЕНКОВА:
- Все работы в сфере услуг подпадают под требования Закона о защите прав потребителей. Статья 32 этого закона называется «Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)». Процитируем статью дословно: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Подобная норма содержится и в пункте 13 «Правил бытового обслуживания населения».
При этом человеку, желающему отказаться от выполнения услуг, лучше всего общаться с поставщиком услуг в письменном виде. Устные обращения, как говорится, к делу не пришьешь, а если дело дойдет до суда, то каждый документ пригодится.
Как следует из вышесказанного, после того, как «процесс пошел», при расторжении договора клиент обязан оплатить ту часть работы, которая уже сделана. А поставщик услуги при этом предоставляет калькуляцию с подтверждающими документами.
И это еще будет самый лучший исход – если предприниматель возьмет только 12 тысяч за ремонт стульев и согласится вернуть Т. Н. Гаращенко переплаченные ею 11000. А, между прочим, в подобном случае могло быть и хуже.
Юрист Комплексного центра социального обслуживания населения Н. В. МОРОЗОВА, ознакомившись с договором, сделала вывод, что их клиентку могли вообще обвести вокруг пальца. В договоре нет ни печати, ни даже подписи поставщика услуг, да и индивидуальный предприниматель, записанный в качестве поставщика услуг, закрыл свое ИП еще в прошлом году!
- Мы всегда предупреждаем наших подопечных, – говорит Наталья Владимировна, – чтобы они, прежде чем отдавать кому-то деньги, всегда советовались с соцработником, и не было бы сейчас такой проблемы. Наши пенсионеры – не брошенные, и мы будем держать ситуацию на контроле, а в случае если дойдет до суда, будем участвовать и в этом.
Если бы на месте поставщика услуг оказался человек непорядочный, то про денежки, да и про увезенные стулья можно было бы просто забыть, а пока еще надежда остается. По крайней мере, на телефонные звонки бывший ИП отвечает и от обязательств по договору не отказывается.
Единственное, что сейчас напрягает – это стоимость ремонтных работ, заявленная в договоре.
Наверное, придется действовать как на рынке – то есть торговаться. Это и есть истинное лицо рыночной экономики. Кто знает, может сторонам все-таки удастся найти компромисс. А то ведь и диван до сих пор стоит в полуразобранном виде…