Людмила КОРОЛЕВА
06.06.2015 г.
1 и 2 июня в нашем округе прошли очередные профилактические рейды социального патруля по неблагополучным семьям. По итогам 2014 года таких семей, где несовершеннолетние дети растут в тревожной обстановке, в нашем округе насчитывалось 189. Понятно, что за один раз объехать и проконтролировать всех неблагонадежных родителей не получится, но постепенно семьи, состоящие на учете, посещают представители комиссии по делам несовершеннолетних, полиции и органов опеки.
Cоциальное неблагополучие всегда связано с пьянством, и в первую очередь, с женским. Там, где женщина, которой самой природой предписано быть хранительницей семейного очага, имеет склонность уходить в загулы, разрушается стабильная жизнь всей семьи, и постепенно наматывается целый клубок неразрешимых проблем.
Сын за мать не должен отвечать
- Вот заходим мы в хорошо уже знакомую нам семейку, – рассказывает ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних А. А. Разина. – В добротном просторном каменном доме под одной крышей проживают три поколения: старая хозяйка дома и две ее дочери-пьяницы со своими семьями. Третья взрослая дочь этой пожилой женщины живет отдельно, вполне благополучная. В момент нашего посещения вся семья была в сборе, не хватало только отца и одного из старших внуков, которые сейчас зарабатывают деньги на одной из московских строек. Интересно, что и мужчина-добытчик, и старшая хозяйка дома горючим зельем не злоупотребляют, а вот на сбившихся с пути родственниц повлиять никак не могут.
И в этой семейке растет паренек – хороший мальчишка, который очень любит свою непутевую мать и не по-детски за нее переживает, но и он тоже чувствует свое бессилие что-то изменить, а кроме того, и сам постепенно попадает под ее плохое влияние.
Во время нашего последнего визита в доме как раз завязался очередной скандал: женщины пьяные, друг на друга орут, выясняют отношения. Паренька из этого ада мы забрали в Шалдежский приют и рассчитываем передать его только в руки отцу. Возможно, он и этого сына сможет устроить на работу. Через год парень уже будет совершеннолетним, и мы настраиваем его, чтобы он готовился к самостоятельной жизни при помощи положительного отца.
Следующий адрес для посещения социального патруля – в одном из общежитий на улице Заводской, где проживают мама-алкоголичка с 14-летней дочерью. Мама, кстати, осознает свою пагубную страсть, периодически пытается от нее лечиться, и как обычно это бывает, – с переменным успехом. С этой дамой провели профилактическую беседу.
Другая семья из общаги: мама с семилетним сыном. Иногда к ним захаживает родной отец ребенка, но лучше бы его приходы были пореже, потому что семейные обеды и ужины тоже не обходятся без бутылки, и после этого нередко доходит до драки – прямо на глазах у сына папаша избивает мать.
Дома у них грязь, игрушек у ребенка нет. На вопрос «а где же игрушки?» женщина отвечает: «А он свои игрушки собирать не хотел, вот я и выкинула их совсем». Какое будущее может быть у этого бедного малыша? Очень даже вероятно, что его тоже ждет приют, а далее – в самом лучшем случае – приемная семья.
Счастье пахнет жареной картошкой
Есть и положительные результаты профилактической работы, проделанной социальными службами. Иногда все-таки удается призвать к совести нерадивых родителей и под угрозой лишения родительских прав убедить их вернуться к нормальному образу жизни. Членам социального патруля чрезвычайно приятно бывает зайти в дом, где проживает многодетная семья, состоящая на учете как неблагополучная, и убедиться, что там все хорошо: мама трезвая, в доме чисто, пахнет только что пожаренной картошечкой, и дети полностью счастливы.
А бывает и наоборот, когда «хранительницу семейного очага» визитеры вообще не застают дома: она в очередной раз «нафестивалилась» в какой-то очень веселой компании. А дети, поневоле рано взрослеющие в таких экстремальных условиях, привыкают к самостоятельности и изворотливости. Отлично зная про мамины загулы, при появлении в своем доме социального патруля дети на всякий случай стараются «прикрыть» ее грехи. Ребята, например, с невинным видом сообщают, что мама якобы ушла на работу, а потом выясняется, что эта самая мама на работу вовсе и не устроена, а живет на алименты, которыми регулярно поддерживает большую семью бывший муж.
Какой бы безалаберной мама не была, она – единственный близкий человек, которого они любят, ждут и свято верят, что мама, конечно же, к ним вернется, нажарит той же самой вкусной картошки, и все снова будут счастливы.
Ребенок как средство существования
Как сказал Л. Н. Толстой, «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И это так: у каждой неблагополучной семьи, попавшей на контроль, своя, во многом неповторимая трагическая история.
- Долго мы разыскивали еще одну страшную семейку, – рассказывает А. А. Разина. – Пьющая мама с девочкой-инвалидом рассталась с не менее пьющим мужем и родственниками и ушла на съемную квартиру. Их мы нашли только по сигналу от новых соседей, которые заметили, что женщина может иногда уходить в запой.
У девятилетней девочки – всего три стареньких куклы и одна книжка, фломастеры и карандаши. Ножки у нее недоразвитые, и передвигаться она может только с помощью рук. Несмотря на весь ужас ее положения, девочка по характеру очень позитивная, улыбчивая, умеет читать, считать и писать.
На воспитание этого ребенка государство платит маме приличную пенсию, так что и на игрушки, и на питание должно бы хватать. Проверяя эту семью, мы обнаружили в доме самый минимум продуктов питания, зато на сигареты и личные вещи мама тратится без зазрения совести.
Девочке, без сомнения, нужно добывать инвалидную коляску – ребенок должен дышать свежим воздухом, выезжать на прогулки. А с ее мамой, конечно же, будем работать дальше и контролировать, как она ухаживает за своим ребенком.
Детей забрали – родим еще!
Очередная неблагополучная семья обитает на улице Шевченко в полуразрушенном доме. В одной его половине жить невозможно, да и во второй, казалось бы, нельзя, но все-таки как-то живут. Да и живут-то кое-как: у женщины явно не за хорошее поведение уже отобрали троих детей. Не откладывая в долгий ящик, она одного за другим рожает еще двоих.
- Это, конечно, нужно видеть, что у нее за дети, – говорит Александра Александровна. – Девочке уже два с половиной годика, а выглядит она не старше годовалой. Ножки тоненькие, как два карандаша, а носочки надевали, как на грудничка. И еще одна девчушка – только-только родилась.
В день нашего прихода мамашка была трезвой – еще только от родов отошла, но что будет дальше? Если снова запьет – беда.
Не проходите мимо!
И семью недавних погорельцев из Шалдежки, чья трагедия ужаснула, наверное, каждого жителя нашего округа, мы тоже посетили 1 июня. На заборе их дома, который полностью сгорел вместе с двумя ребятишками, жители деревни прикрепили мягкие игрушки. Видно, как все село скорбит о двух унесенных жизнях.
Увы, погибших в пожаре нам уже не вернуть, но нужно подумать о живых, растущих рядом с пьющими родителями. Администрация Семеновского городского округа бьет тревогу и напоминает, что именно от нас с вами подчас зависит сохранение жизни детей. А чужих детей, как известно, не бывает. Позиция властей такова: когда в какой-то семье существует реальная опасность для жизни детей, то все-таки лучше не рисковать и поместить их на время в социальный приют.
Если по соседству с вами живет неблагополучная семья – пожалуйста, сообщите об этом, хотя бы анонимно, в администрацию (телефон 5-24-74) или в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (телефон 5-27-97). Социальный патруль выедет по адресу, оценит реальную обстановку в семье, и по необходимости меры будут приняты.