У каждого из нас есть место, которое называется малая родина. Это такая небольшая точка на карте России, где ты родился, вырос, учился. К сожалению, многим сейчас даже некуда приехать, поскольку их малой родины нет уже в живых, их деревни постепенно исчезли. Горько это осознавать, но таковы реалии нашего времени.
Муза – покровительница искусств
А ведь как все хорошо начиналось: люди трудились в колхозах, зарабатывали денежки, имели свое подворье. Но вот решило правительство укрупнить колхозы, и – пошло-поехало. Жители небольших деревень стали переезжать на центральные усадьбы, другие и вовсе подались в город. А потом и сами колхозы потихоньку развалились. Вот и стоят теперь в деревнях пустые дома, нет уже в них давно школ, магазинов, клубов. Да и живут там в основном пенсионеры. К таковым можно отнести и деревню Заево, расположенную в нескольких километрах от станции Тарасиха.
Коренных жителей здесь можно по пальцам пересчитать. Муза Сергеевна Устинова – настоящий старожил. Сейчас ей за 80, но память не подводит – все помнит.
- Жили, работали, – рассказывает она. – Сеяли лен, сажали картошку. Комбайнов тогда не было, все делали вручную. А ведь трудились с малых лет. У нас в колхозе был небольшой курятник, и мы, школьники, ухаживали за птицей. Помню, меня за добросовестный труд наградили путевкой на пионерский слет, который проходил в Горьком. Потом закончила 9 классов и устроилась заведующей клубом. Здесь была школа, в которой работало немало учителей. Вот с ними и организовали агитбригаду. Ездили с концертами по другим деревням. Я сама пела, танцевала. Потом создала ансамбль. Один музыкант в нем играл на скрипке, второй – на балалайке, третий – на мандолине. Мы выступали и в районном Доме культуры. После колхозы стали объединять, присоединили к нам Совинское, Колотушки, Белоглазово, Грачи. А затем еще к нашему колхозу имени Пушкина отошли Лелеки, Корельское, Здорово, Ямки, Лазаревка.
В клубе мне порядком поднадоело работать, и я устроилась в сельпо счетоводом. А после того, как окончила Московский заочный техникум советской торговли, меня назначили в этой же организации старшим бухгалтером. Затем сельпо ликвидировали, и я опять ушла работать в клуб. А через некоторое время в колхоз потребовался бухгалтер, председатель меня и пригласил. Я согласилась. Вот там я проработала 24 года, оттуда и на заслуженный отдых ушла.
Многие спрашивают, почему меня таким именем назвали? Отец пришел в церковь, а у батюшки дочь звали Музой, вот, значит, и меня также назвали. Говорят, это имя означает покровительство искусству. А я же в художественной самодеятельности участвовала – вот тебе и сходство.
Ох, годы идут, здоровье уже подводит… Хорошо, внучка приезжает, помогает. Сижу порой одна и все пережитое вспоминаю. Я ведь никуда не выхожу, иногда думаю, что и разговаривать-то скоро разучусь. У нас в деревне из старожилов только я да супруги Кононовы остались, остальные – дачники.
Влюбленные в деревню
К супругам Кононовым мы тоже заглянули. Хозяин добротного дома Валентин Алексеевич рассказал нам, что много лет проработал в колхозе «Дружба» водителем, трактористом, а потом ушел в подсобное хозяйство, которое находилось в Здорове. А жена долгие годы трудилась дояркой на Успенской ферме.
Кстати, и у нее имя оказалось не из самых распространенных.
- Вообще-то меня здесь все зовут Рита, а по паспорту я Мастредея, – говорит женщина. – Даже и не знаю, почему меня так назвали родители.
Мне было семь лет, когда объявили, что началась война. Помню, как мы в Тарасихе заготовляли чурки, которые шли в качестве топлива для советских грузовиков. Ходили мы, такие мальцы, на работу пешком за семь километров от дома. А потом я окончила профессионально-техническое училище и устроилась работать на горьковскую ткацкую фабрику «Красный Октябрь». Проработала там 19 лет, а весной 1982 года мы переехали в Успенье. Председатель колхоза выделил нам деревянный дом, и я стала работать дояркой на ферме. Конечно, тяжело было, поначалу доили коров вручную. Но потом появились доильные аппараты, только животные к ним долго привыкали. Из колхоза я и на пенсию ушла. Постепенно накопили денег и купили свой дом в Заеве, в котором сейчас и живем. Мы любим нашу деревню, нам здесь нравится.
- У нас на подворье две козы и куры, – вступает в разговор Валентин Алексеевич. – Молочка хватает и нам, и детям с внуками. Огород большой, сажаем картошку, лук, морковь, капусту. Комбикорм внук на автомобиле привозит из города. Купили мотоблок, мини-трактор, сенокосилку. Так что проблем с заготовкой сена, с посадкой картошки нет.
Жаль только, что все зарастает в деревне, а ведь раньше на здешних полях сеяли рожь, гречиху, горох. Урожаи получали неплохие. Мы-то, конечно, в деревне, несмотря на разные санкции, выживем. У нас на столе всегда, как говорится, свои экологически чистые продукты.
С таким настроением деревенским жителям и правда ничего не страшно. Они не ленятся, надеются только на себя. Ветераны на своем подворье всегда в движении. А движение – это, как известно, жизнь! С этим уж точно не поспоришь.
Фото автора