Юрий ХРАМОВ
05.05.2015 г.
Недавно состоялся медиафорум, на котором президент России встречался с региональными журналистами. Вопросов было много, и почти все – злободневные.
В частности, журналист из Бурятии поведал главе государства о том, как мэр города Улан-Уде «преуспел» в вопросе начисления себе приличной зарплаты. Сумма немалая – 420 тысяч рублей в месяц. И это в условиях кризиса, санкций. Что ответил В. В. Путин, цитирую: «Нужна более тщательная и более точная регламентация, кому что положено…. Минфину уже поручено при решении вопросов об оптимизации расходов регионов обращать внимание на эти вещи. Невозможно себе представить, что мы не индексируем какие-то выплаты в социальной сфере, при этом зарплата чиновников резко увеличивается. Такого, конечно, не должно быть».
А еще он сказал, что зарплата губернаторов и его заместителей не может в разы отличаться от средней зарплаты по региону. Вот здесь мне непонятно – это рекомендации губернаторам или тонкий намек на конкретное «укрощение аппетита»? Если бы мне пришлось на том форуме участвовать, я тоже бы спросил: «А что, Владимир Владимирович, вы разве не в курсе, что такое резкое различие в зарплате имеет место быть не только в областных структурах, но и ступенькой ниже? Причем, вот парадокс: зарплаты глав администраций дотационных районов нередко гораздо выше зарплат руководителей муниципалитетов, зарабатывающих деньги, привлекающих к себе инвесторов».
Согласитесь, что с ростом цен и зарплата должна расти пропорционально. Я имею в виду весь персонал. А то у нас как получается: средняя зарплата в учреждении, например, составляет двадцать тысяч рублей. Вроде бы, неплохо. Но руководитель получает 80 тысяч, заместители чуть меньше, а рядовые сотрудники 15. А в среднем, как в анекдоте про больницу, температура нормальная. А уж добровольное 10-процентное урезание чиновничьих зарплат, по-моему, вообще очень смахивает на популизм. Знаете, почему? Потому что до пика кризиса они свои зарплаты успели увеличить на 30-40 процентов. В конечном итоге каждый из них не так уж много и потерял от такого «секвестра».
Еще одна больная тема, с которой бы я обратился к президенту. Очень часто по центральным каналам показывают больных детей и просят зрителей помочь – скинуться всем миром на дорогостоящие операции, отослав лишь СМСку с мобильного телефона на определенный номер. Многие, конечно, откликаются, помогают, за что им огромное спасибо. Но неужели в России нет денег на операции маленьким гражданам страны? И почему при нашей-то хваленой медицине родители вынуждены везти своих крох в Германию, Израиль? Вот бы направить все «коррупционные», все нечестно заработанные деньги на лечение детей. Пожалуй, и на лечение больных из соседних государств хватило бы.
Однажды я разговаривал с одной бабушкой в деревне, она мне рассказывала о том, как жили в военные годы, после войны. Конечно, было нелегко, но жили-то дружно, помогали друг другу. И вот в завершении разговора она сказала: «Скажи, ну куда богатым-то столько денег? Ведь в могилу они их все не заберут». И, правда, куда?
Президент не так давно сказал о том, что госслужащие, чиновники, должностные лица обязаны жить скромнее, не барствовать. Пока же получается, как в басне: «А Васька слушает, да ест».