О. БАЙДАКОВА,
заместитель директора техникума

14.02.2015 г.

В 2014 году у преподавателей Семеновского индустриально-художественного техникума появилась возможность пройти зарубежные стажировки, в ходе которых они познакомились с современными образовательными тенденциями и программами, реализуемыми в европейских  странах.

Актуальной темой для профессиональных учебных заведений сейчас является дуальное обучение. Это особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных образовательных организаций. Получение образования по дуальной системе позволяет ликвидировать разрыв между теорией и практикой. Хороший опыт такого обучения студентов техникумов и колледжей накоплен, к примеру, в Германии.  Именно этой проблеме и была посвящена моя поездка в эту европейскую страну, в учебный центр «Дойла-Нинбург». Такое повышение квалификации стало возможным благодаря инициативе директора техникума М. А. Бровкиной, которая, видя значительные изменения, происходящие в профессиональном образовании, нацеливает нас на работу, на перспективу.

Программа стажировки оказалась насыщенной. Было несколько содержательных семинаров, включая такой, как «Тенденции развития дуального обучения в Германии». Большой интерес вызвало у нас посещение деревообрабатывающих предприятий и завода «Гримме», участвующих в программе дуального обучения, а также колледжа в Роттенбурге, в котором есть два способа получения образования: классический (как в России) и дуальный. Кстати, в радиусе 30 километров находятся еще два таких учебных заведения, а число работающих в этом регионе предприятий, фирм насчитывают три сотни. Так что проблем для выбора бизнес-партнеров у колледжа, в котором мы побывали, нет. Профиль же специальностей  и профессий оказался близок к тем, что готовит Семеновский техникум: механики и ремонтники для промышленности и автомобильного дела, делопроизводители, столяры, отделочники, повара, сварщики и другие.

Дуальная система обучения – действительно полезное и нужное дело. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть, учатся сразу в двух местах: два дня в неделю – в колледже, остальное время – на предприятии. В учебном заведении молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, информатику, основы религии), а мастера-наставники на предприятии помогают ребятам приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одном учебнике. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, колледжа и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Таким образом, дуальное образование для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры точно под заказ, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. К тому же, всегда можно отобрать самых лучших учеников: ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью. Они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем своими. Все это в совокупности способствует закреплению кадров. А еще предприятия частично оснащают учебные мастерские и лаборатории колледжа, заменяя устаревшее оборудование, автомобили, причем обновление идет без задержек. Мы увидели максимальное вовлечение бизнес-партнеров в процесс получения профессионального образования.

На деле, система дуального обучения предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышения уровня жизни в регионе.

А как у нас? В Нижегородской области пока речь идет о внедрении элементов дуального обучения. Семеновский техникум в рамках социального партнерства помогает выпускникам в трудоустройстве. Студенты общаются с работодателями, узнают о потребностях рынка, условиях работы и возможностях профессионального роста. Партнерами Семеновского индустриально-художественного техникума являются ЗАО «Хохломская роспись», ОАО «Литейно-механический завод», ООО «Юта», мебельная фабрика «Олимп-мебель», Приволжская лесоперерабатывающая компания, ООО «МКД-Пром», ЗАО «Семеновский РСУ», ООО «Монолит», ОАО «Нижегородец» и другие.
Еще одно направление европейского образования изучал в декабре преподаватель филиала Семеновского техникума И. Н. Коротаев, который  прошел стажировку в немецком городе Эркнер по теме «Экологическая работа с детьми и молодежью».

Во время стажировки Иван Николаевич посещал занятия и научные мероприятия по проблемам окружающей среды, изменений климата, дефицита воды и продовольствия, встречался с преподавателями и студентами, презентовал свой опыт работы на семинаре «Перспективы адаптации к глобальным изменениям климата: биологические и социальные аспекты». Посещая университет в Потсдаме и профессионально-техническую школу в Ной Циттау, участники программы стажировки сравнивали экологическое образование в России и Германии. По словам Ивана Николаевича, самое сильное впечатление производит тот факт, что экологическое воспитание осуществляется с самого раннего возраста, когда дети приучаются к раздельному сбору отходов, учатся вторичному использованию сырья, утилизации, бережному отношению к окружающей природе.

Следует отметить, что в нашем техникуме ведется активная работа по экологическому воспитанию. В 2014 году СИХТ был награжден благодарственным письмом Совета депутатов Семеновского городского округа за активную природоохранную деятельность, реализацию общественно значимых экологопросветительских проектов.

Заграничные стажировки, конечно же, пошли нам на пользу. Мы узнали, например, о том, что более половины детей в Германии проходят через среднее профессиональное образование, а немецкие компании активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. В отличие от России, у немцев основная нагрузка в области профессионального образования лежит именно на работодателях, которые тратят на повышение квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится этому государству содержание вузов.

В целом, стажировки за границей обогатили нас информацией в новых областях, мы получили возможность применять эти знания в своей педагогической работе.

Фото предоставлено автором


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel